— С нашей точки зрения, нужна не просто отдельная программа для менеджера по работе с клиентом, а именно комплексная система проектирования и дизайна. Если говорить еще более правильно, то это должна быть комплексная система автоматизации мебельного предприятия, включающая:
- систему автоматизации проектирования и дизайна;
- системы автоматизации учета, управления, планирования и мониторинга процессов на предприятии;
- автоматизацию бухгалтерского учета;
- соответствующее оборудование для осуществления автоматического управления и производства (станки с ЧПУ, оборудования штрих-кодирования и т. д.).
И главное — теснейшая интеграция этих сегментов автоматизации между собой.
Понятно, что вряд ли получится выстроить всю систему автоматизации предприятия сразу — часто такая система выстраивается постепенно, от сегмента к сегменту. Однако необходимо четко понимать, что не имеет большого смысла останавливаться на автоматизации лишь одного сегмента (например, системы проектирования и дизайна) и не заниматься дальнейшей работой в этом направлении. Это все равно что сделать отличное шестиполосное шоссе и подвести его к старому двухполосному мосту через реку — т. е. почти бессмысленно.
Но есть смысл говорить об автоматизации этих сегментов по очереди. Эти сегменты будут автоматизироваться системами, построенными по разным технологиям. Так, если мы говорим о системе проектирования и дизайна, то она в любом случае должна строиться на технологии САПР (в английской транскрипции — CAD). Если говорить совсем простым языком, то на системах класса двухмерного черчения и трехмерного моделирования.
Система же учета и управления должна строиться на основе систем класса СУБД (система управления базами данных), потому что процессы управления оперируют огромным объемом данных. Так, например, строить складскую систему на базе системы проектирования представляется совершенно неэффективным. Так же как и пытаться построить управленческий учет на базе системы бухгалтерского класса или заставить систему проектирования управлять процессом на станке и т. д.
Для каждого из этих сегментов предназначена система своего класса (обратите внимание, мы не говорим о конкретных системах проектирования и учета; мы говорим о классе этих систем). Естественно, на рынке существует несколько конкретных систем указанных классов для работы на мебельном предприятии.
Данная статья посвящена системе проектирования. Однако, если имеет смысл разделять систему автоматизации предприятия по сегментам по причине различных технологий, применяемых для их автоматизации, то использовать разные системы в рамках одного сегмента представляется абсолютно неэффективным.
Неправильно использовать одну систему для работы менеджера в мебельном салоне, а другую — для окончательной проработки проекта, подготовки отчетно-производственной документации по проекту, формирования данных для передачи данных на станки с ЧПУ (при их наличии) и т. д. Все эти задачи должны выполняться в единой системе проектирования.
Это обеспечит сквозное прохождения заказа с момента его принятия до его полного изготовления в рамках одного программного продукта и исключит необходимость передачи данных из одной программы в другую (это наиболее слабое звено при использовании разных программ на разных стадиях). Да, различные стадии проекта могут прорабатывать разные специалисты (а на небольших предприятиях все эти операции выполняет один дизайнер-конструктор). Да, конечно, на разных стадиях разные специалисты будут использовать разные инструменты системы проектирования (менеджеру салона совершенно необязательно владеть инструментами конструктора, как и наоборот). Однако важнее всего то, что на этих разных стадиях все эти специалисты будут работать в единой системе (в единой программе). В этом случае переход принятого заказа (проекта) от менеджера салона к конструктору будет представлять собой сохранение — отправку по e-mail или передачу другим способом — и открытие одного файла. Так же как мы отправляем друг другу любой созданный документ (например, файл Word). В том случае, если после проверки конструктор обнаружил ошибки в принятом менеджером заказе, а после их исправления изменился внешний вид проекта или его стоимость и т. д., конструктор просто отправляет исправленный проект (заказ) обратно менеджеру на согласование с клиентом. После окончательного согласования конструктор автоматически получает всю отчетно-производственную документацию и отправляет заказ на изготовление. Именно то, что все эти операции происходят в одной и той же системе, позволяет участникам обработки заказа избежать постоянного согласования на словах и лишних действий.
Например, если менеджер салона вынужден был заменить дорогие комплектующие на более дешевые, чтобы удешевить процесс, а у новых комплектующих предусмотрены другие посадочные места (другая присадка), это сразу отразится на рабочих чертежах деталей (на карте присадки) при формировании производственной документации. Конструктору не требуется дополнительно думать над этим вопросом: поменяли фурнитуру — автоматически поменялись цены, так же автоматически поменялась присадка. Этот принцип работает и в обратную сторону: если конструктор был вынужден поменять какие-то комплектующие по производственным причинам, то мы сразу видим, как изменился внешний вид и стоимость проекта.
При этом отдельно необходимо упомянуть об обширных библиотеках с реальными поставщиками материалов, фурнитуры и комплектующих, в точности соответствующих реальным каталогам этих поставщиков (именно соответствующие наименования, артикулы, присадку, внешний вид и т. д.). Они обязательно должны присутствовать в составе системы проектирования и дизайна и, более того, регулярно обновляться и пополняться. Без подобных библиотек не получится реализовать быстрое редактирование заказа согласно требованиям покупателя. Конечно, в результате огромное количество этих библиотек должно быть приведено в соответствие с ассортиментом, используемым на конкретном предприятии, но изначально в программе должен быть представлен как можно более разнообразный ассортимент, чтобы пользователь мог без труда выбрать то, что будет использовать именно он.
На рынке существуют и отдельные мебельные системы дизайна исключительно для продавцов — т. е. только для создания внешнего вида и расчета стоимости заказа (проекта). Однако применимы они лишь в тех случаях, когда предприятие занимается исключительно продажей стандартной мебели от стороннего производителя.
Если мы говорим о мебельном предприятии, которое имеет свое производство или выполняет заказы на сторонних площадках, но при этом применяет такую схему работы, как «работа на заказ», то необходимо акцентировать внимание на единой системе проектирования, дизайна и работы в мебельном салоне.
Если же говорить исключительно о работе менеджера мебельного салона, то в любом случае используемая им система проектирования должна позволять ему быстро и удобно:
- создать проект (иногда «с нуля», но, как правило, на основе тех или иных шаблонов, имеющихся в библиотеке);
- изменить проект в соответствии с требованием заказчика (поменять размеры элементов, подобрать материал, заменить фурнитуру и комплектующие);
- получить фотореалистичное изображение проекта;
- моментально пересчитать стоимость заказа в зависимости от сделанных изменений;
- после согласования заказа быстро его оформить.
Конечно, эти требования невыполнимы не только в том случае, если продавец рисует проект на бумаге, но и тогда, когда он использует неспециализированное программное обеспечение, начиная от простейших стандартных графических программ Windows и заканчивая такими мощными программами, как Corel или 3DMAX. Они чрезвычайно мощны, но они не специализированные (т. е. не мебельные) и не способны обеспечить выполнение перечисленных выше задач, возлагаемых на продавца в мебельном салоне.