придерживаться для возможной реализации крупных инвестиционных проектов, до прихода больших инвесторов. Если не под строительство целлюлозно-бумажных комбинатов, то хотя бы под строительство крупных деревообрабатывающих производств – древесных плит, фанеры и т.д. Но как долго можно держать так необходимый лес?! Да, в рамках реализации постановления Правительства о приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов в виде основной преференции инвестор получал от государства в пользование без аукциона дешевые леса. За 12 лет действия этого постановления (а в начале прошлого года подписано Постановление №190), очень большое количество лесов было роздано в том числе и некрупным предприятиям и сейчас находится у них в пользовании. Далеко не все эти леса используют по назначению. Огромная масса лесных массивов роздана мелким предприятиям, которые не перерабатывают древесину самостоятельно, а фактически занимаются перепродажей и спекуляцией собственной древесины. И их нельзя ничем стимулировать - у них просто нет денег для инвестирования в переработку! Наверное, стоит говорить о том, что, если функция надзора и контроля за лесами недостаточно эффективно выполняется региональными администрациями, то должна вернуться на федеральный уровень. Конечно, возникает сразу много вопросов, кто этим будет заниматься... Я не призываю немедленно вернуть управление лесами и распределение лесных участков на федеральный уровень. Но зачастую в интересах региональных администраций привлечь как можно большее количество инвесторов. Администрации отвечают за создание рабочих мест, за поступление бюджетных отчислений, и только во вторую очередь следят, а можно ли обеспечить все эти предприятия сырьем в рамках региона. И мы знаем, что в некоторых малолесных регионах существует избыточное количество крупных деревообрабатывающих производств, которые вынуждены закупать сырье в соседних регионах. Предприятия вынуждены тратиться на логистику, и уже даже при этом, при дополнительных избыточных затратах, возникают перебои и проблемы с сырьевым обеспечением. Но вопрос: почему было в принципе позволено строить новые предприятия в регионе, где уже существуют мощности, которые полностью используют возможности обеспечения лесом даже в ближайшем регионе... Повторюсь, на мой взгляд, проблема обеспечения сырьем деревообрабатывающих комбинатов возникла искусственно. Леса в России есть. И в том числе до сих пор есть доступные леса. Скорее нужно говорить про проблему администрирования, а никак не отсутствия лесов и лесных участков. И обеспечить наших переработчиков можно лишь административными мерами. Давайте, подумаем, как это сделать. Необходима рабочая группа. Мы же всерьез говорим о том, что производителям, например, древесных плит, фанеры, не хватает сырья сейчас.
И действительно, наиболее остро с нехваткой сырья столкнулись фанерные комбинаты. В итоге их чаяния были услышаны, и с 1 января 2019 году действуют квоты на вывоз березового фанерного кряжа (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2018 г. № 836). Мера имеет цель увеличить переработку древесины на территории Российской Федерации.
Segezha Group объявила сразу, что поддерживает государственные меры по ограничению экспорта из России фанерного кряжа. Ранее при экспорте возникали риски отнесения к одному и тому же коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности как балансовой древесины диаметром более 15 см, так и фанерного сырья. Могли возникать ситуации с подменой балансовой древесины на фанкряж, так как в товарной номенклатуре не было четкого разделения бревен по качественным характеристикам. Тенденция развития производственных мощностей в фанерном производстве страны последних лет показывала снижение остатков кряжа для нужд лесного сектора отечественной экономики. За рубеж экспортировался наиболее качественный кряж, а российские заводы снижали объем выпуска высококачественной фанеры, замещая ее низкими, менее маржинальными сортами. В условиях жесткой конкуренции с экспортом стоимость фанерного сырья на внутреннем рынке РФ достигла уровня экспортной цены. «Рост цен на фанерное сырье значительно опережает рост цен на фанеру, что снижает конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке, — комментировал ситуацию еще в сентябре прошлого года руководитель дирекции по работе с государственными органами Segezha Group Николай Иванов. - Введение квоты позволит сохранить необходимый объем фанерного сырья для нужд отечественной лесной отрасли». В результате продления ограничений на экспорт березового кряжа спрос на готовую продукцию российского производства высоких переделов на мировых рынках увеличится, прогнозируют в холдинге.
- Постановление №836 отчасти помогло решить проблему обеспечения сырьем фанерных комбинатов, - подтверждает Тимур Иртуганов, - но такие меры нельзя вводить на полгода. Сейчас начали говорить про то, что постановление не будет пролонгировано, потому что произошло затоваривание складов фанкряжем и готовой продукцией у фанерных комбинатов. Но ведь такие тенденции – лишь сезонные явления, а проследить динамику и влияние подобной меры можно на протяжении только более долгого периода! Чтобы предприятия могли гарантировано просчитать экономику, могли вложиться в поставки. Не использовать вот эти полгода действия постановления, чтобы как можно больше заготовить, потому что потом опять все отправят на экспорт и есть риск вновь остаться без сырья, а планомерно рассчитывать свой бюджет, зная, что гарантированно внутри страны они будут обеспечены сырьем. Производители должны иметь возможность планировать собственный бизнес, покупку и заготовку сырья, производство продукции и ее продажу, в том числе на экспорт. Полгода - это не тот срок, в течение которого можно реально рассматривать экономический эффект от действия подобной меры! Конечно же, наша Ассоциация будет собирать и готовить все обосновывающие материалы для того, чтобы эта мера действовала и дальше. Я не уверен, что получится пролонгировать постановление прямо с июля, но то, что мы будем работать над введением этой меры на более долгий срок – бесспорно.