21-22 июня в Санкт-Петербурге состоялся Мебельный бизнес-форум. Организатором мероприятия выступило ВО «Рестэк», а партнером PR-агентство MediaWood. Программа мероприятия включила 3 сессии: «Аналитика и прогнозы», «Производство» и «Маркетинг. Реклама. Продажи». Эксперты отрасли поделились статистикой и своими выводами и прогнозами относительно ситуации в отрасли.
2022 год: могло быть и хуже
1. РБК: После кризиса 2015–2016 гг. рынок мебели так и не восстановился, продажи в сопоставимых ценах по-прежнему далеки от 2014 года.
2. Сокращение рынка в 2022 году составило более 8%. Этот показатель хуже по сравнению с другими секторами отечественного ретейла.
3. Причина падения: снижение реальных доходов россиян. Несмотря на подушку спроса покупателей недвижимости, рынок сжимается, поскольку покупка мебели остается недоступной многим категориям граждан.
4. Чуть больше трети опрошенных россиян столкнулись со снижением зарплат в 2022 году. С уходом зарубежных компаний или заморозкой их деятельности работа многих российских компаний изменилась: предприятия сокращали и оптимизировали свой штат сотрудников и замораживали прием новых сотрудников.
5. Точка роста – стимулирование спроса за счет денежного обеспечения военных.
6. Но! В целом, показатели мебельных фабрик оказались удовлетворительными, учитывая масштаб и глубину событий прошлого года. По данным РБК, значительное снижение объемов импорта мебели в 2022 году (-32%) помогло поддержать отечественное производство.
7. Отказаться от импорта полностью невозможно, поскольку отечественные производители не смогут закрыть всю нишу, но нужно стремиться.
8. 2022 отметился обвалом показателей экспорта мебели из России (-28%). Прежде всего, снизился экспорт мебели в недружественные страны, которые занимали в 2021 году около 50% всего экспорта российской мебели. Тем не менее, показатели экспорта оказались на уровне 2019-2020 гг. и присутствуют возможности для роста поставок в 2023 году.
2023 год: производство мебели растет, но падает
9. Так, например, по данным АМДПР падение в стоимостном выражении за январь-апрель 2023 составило -2.1% (за счет снижения цен на 0.4%), а в натуральном выражении, пусть маленький, но рост за тот же период: +0.9%. Прогноз на весь 2023: -3.8% и -2.7% в стоимостном и натуральном выражении, соответственно.
10. Драйвер роста – мебель металлическая для офисов (+12%). Производство деревянной мебели для офисов показало 1% прирост, производство мебели из пластмассовых материалов выросло на 7%. Во всех остальных видах наблюдается падение.
11. В натуральном выражении за 4 месяца 2023 года выросло производство в группах: кровати металлические (+46%), кухонная мебель (38%), матрасы и основы матрасные (+7%), мебель деревянная офисная (+9%). Производство корпусной мебели в целом сократилось на 16%. В остальных группах также наблюдается снижение.
12. Сильнее всего подорожали кухонные шкафы (+12.2%), а подешевела мебель деревянная для офисов (-10.3%).
13. Розничные продажи мебели в 1 квартале 2023 года: -9%.
14. Также зафиксировано сокращение количества зарегистрированных производителей мебели: юрлиц на 34% (с апреля 2017 по январь 2023), количество ИП на 14% (с октября 2017 по январь 2023). Количество ликвидированных компаний примерно в 2 раза выше количества вновь созданных. Количество вновь созданных компаний ежегодно снижается.
15. В условиях падения спроса продолжается перераспределение долей рынка в пользу более крупных и устойчивых компаний с существенным запасом финансовой прочности и возможностью оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации.
16. Сетевой мебельный бизнес продолжает вытеснять несетевых и прочих мелких игроков с рынка.
17. По версии "Мебель. Инвестиции. Ритейл", выживают сегодня мебельные компании успешно выходя на маркетплейсы (10%); 25% выручки обеспечиваются за счет работы с дизайнерами интерьера, застройщиками и адресными программами; 70% нового трафика розница получает с онлайн-каналов: ВК, ТГ, Авито.
18. Пенза и область – впереди: и сточки зрения численности занятых в производстве мебели, и с точки зрения поставок туда оборудования. Да, видимо, и с точки зрения объемов производства.
Не только мебель...
19. Выпуск ДСП (включая OSB) сокращается 12 месяцев подряд. Прогноз на 2023 год: -3% (до 9 694 тыс. усл.куб.м).
20. Выпуск ДВП (включая MDF) сокращается 12 месяцев подряд. Прогноз на 2023 год: -11% (до 579 млн усл. кв.м, что является возвратом на уровень 2017 года, 599 млн усл. кв.м).
И в качестве заключения
21. 2024-2026 годы станут определяющими для нового миропорядка. Сформируется какая-то новая общемировая экономическая модель, а вот какая – покажет только время.
Всего участие в мероприятии приняли более 70 человек. С докладами выступили более 20 спикеров-экспертов отрасли, среди них представители «РБК Исследования рынков», Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, Ассоциации коммуникационных агентств России, Исследовательского агентства «Белый Квадрат», сообщества «Мебельный Бизнес В Квадрате», компаний SCM, «Мебель. Инвестиции. Ритейл», «В Центре», TRINET.Group и др.
27 июня 2023
Источник: PR-агентство MediaWood, исключительно по выступлениям и материалам участников форума Фото: PR-агентством MediaWood, ВО «Рестэк» Больше фото с мероприятия по ссылке>>