Согласно концепции SMART-шоппинга первое место среди факторов выбора, в том числе и мебели, занимает стоимость. Т. е. покупатели не готовы заплатить слишком много за мебель. Но это не значит, что они предпочитают выбирать самую дешевую мебель. Значение здесь играет сочетание сразу нескольких факторов. Да, стоимость идет на первом месте, но ключевую роль также играют и привлекательность мебели (причем однозначно российские образцы мебели проигрывают импортной, полагают аналитики РБК), и функциональность.
Функциональность и качество исполнения — это тот комплекс характеристик, на которые люди смотрят сегодня. Потребители готовы переплатить за более качественную мебель даже в условиях кризиса. Такая тенденция говорит о том, что только за счет демпинга развивать бизнес невозможно. В качестве иллюстрации Сергей Хитров привел пример обувного ритейла (поскольку, несмотря на тенденцию закрытия розничных магазинов, совсем крупных банкротств на мебельном рынке во время кризиса не было, в отличие от других сегментов). Все знаю обувную сеть «ЦентрОбувь», которая в кризис решила сыграть только на цене, совсем забывая о качестве продукции. В итоге проект не продержался больше года.
Еще один важный тренд — это омниканальность: доля людей, которые заказывают, покупают мебель через Интернет-магазины увеличивается год от года. Согласно статистике, в 2018 году 29% людей воспользовались таким способом, но эта цифра абсолютно не значит, что 29% мебельного рынка сосредоточено на онлайне. Речь о том, что как минимум треть покупателей прежде, чем совершить покупку в магазине, изучает вопрос в сети. Интернет — это дополнительный канал, с помощью которого покупатель сейчас получает информацию. Все лидеры рынка мебели, которые это понимают, давно перешли в омниканальную стратегию. Они предлагают покупателю ознакомиться со своими товарами на сайтах, потом, возможно, прийти в магазин что-то посмотреть. А где в итоге клиент совершит покупку, им не важно. Потребитель может купить товар в офлайне, может заказать мебель онлайн — не имеет значения, важен сам факт покупки. И в этом ключевая особенность правильной омниканальной стратегии для мебельных ретейлеров.
Кроме этого, есть еще одна интересная тенденция — концепция SMART-шоппинга плавно перетекает в концепцию семейного шоппинга. Люди ходят в торговые центры всей семьей. Это позволяет им экономить время и сразу покупать необходимый набор товаров в одном месте. Они оптимизируют таким образом свои затраты и время, проведенное за покупками. В этих условиях мебельным ретейлерам есть смысл работать не в профильных, а в торговых центрах широкой специализации. Например, в таких, как «МЕГА», где представлены магазины и fashion-сегмента, и FMCG, и зона развлечений — кинотеатры, рестораны. В последнее время в таких крупных центрах открываются и фитнес-клубы. Для расширения предложения при хорошо выбранной локации стратегия открытия мебельных салонов в ТЦ общего профиля является очень интересной , правда, актуальной скорее для крупных сетей с хорошим и понятным ассортиментом. К слову, по этому пути сразу же пошла IKEA. С момента появления в Росси она развивалась именно в таком формате.