19 идей Биотопливного конгресса
19-20 марта в Санкт-Петербурге состоялось одно из ключевых бизнес–мероприятий биотопливной отрасли – Биотопливный конгресс. По традиции представляем подборку некоторых мыслей, озвученных участниками события.

Пеллеты и брикеты: быть или не быть

Основными темами мероприятия всегда были производство и рынки сбыта топливных гранул и брикетов. Естественно, в этому году эти вопросы также не обошли вниманием.
1
Ситуация с производством биотоплива сложная и ни один доступный сейчас рынок не сможет компенсировать объемы, выпавшие из-за невозможности поставок на традиционных европейских направлениях.
2
Южная Корея – лидер по объемам поставок пеллет из России в 2023 году, за счет этого направления география производства сместилась из Северо-Западного региона далеко за Урал.
3
Необходимо развивать внутреннее потребление. Несмотря на государственную поддержку использования биотоплива в отдельных регионах, например, Республики Коми, Архангельской области, в целом российский рынок очень разнородный.
4
Использование топливных гранул и брикетов в России экономически оправдано в малогазифицированных регионах и с коротким плечом поставки сырья на производство и продукции до потребителя.
5
Не пора ли задуматься, а являются ли те же пеллеты экологически и экономически обусловленным видом топлива в принципе?
Например, маловероятно, что Китай из-за рационального подхода в ближайшее время запустит собственное пеллетное производство из древесных отходов, они используются в других секторах ЛПК, таких как плитная промышленность. В КДР растет потребление агропеллет.

Расширяя горизонты

Особенностью Биотопливного конгресса этого года стало смещение вектора обсуждений с темы биотоплива в сторону переработки древесных отходов в целом и производства ХТММ, ДПК, фурфурола, ДСтП и других продуктов, производство которых из отходов древесины и низкокачественного сырья сегодня экономически целесообразно.
6
Объем вывозки заготавливаемых круглых лесоматериалов в 2023 года в России: 136 млн плотных куб. м, из них около 63 млн – это низкосортное сырье и отходы, т.е. 46% от объема вывозки.

При этом объемы заготовки древесины продолжают снижаться, и в годовом выражении, по прогнозам, падение составит около 4%.
7
Среди причин низкого уровня переработки низкосортного сырья и отходов:
· Россия зажата рынками с избыточным предложением лесной продукции из низкокачественной древесины и древесных отходов;
· отсутствие у ведущих предприятий не только намерений по организации выпуска передовых продуктов из древесины, но и технологий их производства и технологического оборудования, как на фоне санкций, так и до них, в условиях отсутствия инвестиций в этих направлениях;
· неумение производить и продавать сложные продукты, ориентированные на конечного потребителя (взаимодействие с b2c);
· российский бизнес не представлен на мировых рынках и плохо умеет взаимодействовать с иностранными покупателями. Основное взаимодействие сводится к масштабным поставкам через крупнооптовых посредников.
8
Если в России и начинают производить какой-то условно новый продукт и выходить с ним на внешние рынки, то для передовых стран этот продукт не только не является новым, он уже производился и/или производится в других странах.
9
Даже во времена полного доступа к мировым технологиям, за счет которых те же лесопильные комбинаты могли сократить количество отходов, предприятия это не делали.
10
Китайский рынок – не панацея для наших предприятий. Там создан собственный ЛПК интенсивного типа, что позволило Поднебесной стать крупнейшей лесопромышленной страной мира.

Использование быстрорастущих генномодифицированных пород на плантациях в Китае среди прочих преимуществ обеспечивает высокий выход дешевого древесного сырья с 1 га.

И темп развития плантационного лесопользования будут только расти.

По пути создания плантаций идут и другие страны – Индонезия, Малайзия, Вьетнам и Индия.
11
При этом Китай максимально перерабатывает заготавливаемую древесину: пиловочник, низкосортное сырье, отходы используются в различных производствахтам, где переработка сортиментов конкретного вида будет максимально экономически эффективна.
12
Несмотря на спад мировой ЦБП в целом, в сегменте упаковочных бумаг и картона наблюдается рост, и здесь основной вклад принадлежит Китаю – за счет наращивания объемов выпуска упаковки для производимых потребительских товаров.
13
Китай уже стал крупнейшим мировым производителем и потребителем фанеры и древесных плит из измельченной древесины.
14
Китай имеет серьезную собственную технологическую платформу и, с точки зрения производства и реализации, «бьет» любую продукцию, выпускаемую в России, Европе и США.
15
Россия проигрывает на многих внешних рынках за счет высокой стоимости логистики.

Пути выхода и точки роста для российских предприятий ЛПК

16
Выход – ориентация на внутренний рынок и выпуск продукции более глубокой переработки, например, производство и реализация не просто плит большими объемами, а ламинированных плит, напольных покрытий, мебельных заготовок, комплектов готовой мебели и т.д.
17
Плитное производство может стать серьезным драйвером развития из-за все еще низкой насыщенности доступных рынков сбыта (Россия, центральная Азия и Закавказье) и обладает большим потенциалом роста потребления на них.
18
Точкой роста может стать выпуск новых и/или других продуктов из измельченной древесины и древесных отходов: биоугля, древесной муки, древесно-композиционных материалов и пр. Технологии и оборудование для этого есть и они доступны в России.
19
Российским предприятиям необходимо научится работать не только с крупными посредниками и закупщиками, оптовиками, но и с небольшими, а также конечными потребителями продукции.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И как раньше уже не будет, пора переориентироваться и перестраивать привычные методы работы!
21 марта 2024 года

Автор: MediaWood по выступлениям и материалам участников конгресса
Фото: MediaWood