17 мыслей от участников конференции «Лесопильное производство»
Представители лесопромышленных компаний, отраслевых ассоциаций и профильных образовательных учреждений вновь встретились в Торгово-Промышленной палате Северной столицы, чтобы обсудить текущее состояние и перспективы развития рынков пиломатериалов, поделиться опытом и наработками в области инжиниринга, импортозамещения оборудования и IT-решений. 27 октября в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Лесопильное производство». Некоторые мысли, прозвучавшие на мероприятии, в нашей традиционной подборке.
Об экспортных рынках
1
На рынке Китая цена на российские пиломатериалы сохраняется на низком уровне, с учётом подорожавшей логистики + наблюдается избыток пилопродукции на фоне снижения её потребления.
2
Рынки Узбекистана и других союзных республик перенасыщены и непривлекательны, но от безысходности российские пиломатериалы поставляются и туда.
3
Арабские страны – и не только MENA: российский экспорт пиломатериалов не отличается высокой эффективностью ни по объёмам, ни по текущей цене продажи.
4
На рынках Алжира, Марокко и Саудовской Аравии российская пилопродукция почти не представлена, и на тот же саудовский рынок войти, в среднесрочной перспективе, видимо, не получится. При этом в этих странах хорошо присутствуют финские производители и поставщики.
5
Российские пиломатериалы хорошо представлены в Египте, но по низким ценам, да и вообще рынок очень проблематичный. Здесь слаборазвитый производственный. Входящих товаров в экономику больше, чем исходящих. Есть проблемы с оплатой продукции.
6
В ОАЭ поставок мало, но, вероятно, возможно их наращивание. + Существующие цены видятся крайне привлекательными.
7
В целом же рынки всех этих стран довольно непредсказуемые, в силу вероятных военных конфликтов и прочих внутренних сложностей.
8
Некоторые российские предприятия тестируют рынок Индии, поставки уже есть, но востребованы нетрадиционные сечения, специальный напил, пиломатериал больших ширин. Кроме того, здесь может быть интересна строганая продукция, брус
9
В целом российские экспортёры остаются в границах низкомаржинальных рынков и пока не готовы перестраиваться под требования новых потребителей.
О российских реалиях
10
Взрывного роста на внутреннем рынке пилопродукции оснований ждать нет.
11
Российским производителям стоит переходить на более дорогую продукцию, более высокого передела, например, на клеёный брус.
О производственных возможностях
12
По истечении двух последних лет, изменивших всё, можно говорить о появлении альтернативы оборудованию ушедших мировых брендов.
13
На российский рынок выходят новые производители лесопильного оборудования, в том числе и из Южной Америки, предлагающие современное высокопроизводительное оборудование для средних и крупных предприятий, адаптированное под запросы российских потребителей. Ближайший запуск первых бразильских линий в России ожидается уже летом 2024 года. Срок поставки при заказе сегодня: весна/лето 2024 года.
14
Будет ли своё лесопильное оборудование для крупных предприятий и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, сопоставимое с европейским в ближайшей перспективе? Вряд ли: например, для круглопильных станков необходимо иметь за плечами не менее 30 лет опыта и 10-15 станков в эксплуатации, но никто не согласится экспериментировать и работать на оборудовании для наращивания станкостроительного опыта.
15
В нашей стране уже производится различное оборудование небольшой мощности: фрезерно-брусующие станки, оборудование для переработки отходов, сушильные камеры. + Есть неплохие перспективы в производстве вспомогательного оборудования для лесопильных производств.
16
Т.е. в принципе проблем с комплектацией или модернизацией лесопильных заводов любых мощностей нет. Да, это не привычное европейское оборудование, но можно вполне эффективно работать и с тем, что представлено на рынке сегодня.
17
А вот проблемы с проведением маркетинговых исследований, продвижением и, как следствие, с реализацией продукции – есть. Этим надо заниматься – регулярно, ответственно и вдумчиво.
Как раз о продвижении лесопромышленных предприятий и PR-инструментах для работы с разными целевыми аудиториями рассказала Ольга Рябинина в заключительной части конференции.
Партнёром конференции выступила Ассоциации «ЛЕСТЕХ». Среди участников – владельцы и менеджмент компаний StepChange Consulting SA, Wood-Engine, Remdrev, Wood-Engine, «АВТОМАТИКА – ВЕКТОР», Витебская лесопилка, КО «ТимберПро», ЛДК №3, «Печора Север Лес», «Плайтерра», «СВЕЗА-Лес», «Экодом» и др.
Напомним, конференция «Лесопильное производство» входит в серию мероприятий от ВО «Рестэк», посвящённых лесопромышленному комплексу и мебельной отрасли. Среди них: Петербургский Международный Лесопромышленный Форум, Биотопливный конгресс, конференция «Лесозаготовка» и Мебельный бизнес-форум. Традиционно события проходят в Санкт-Петербурге и привлекаются внимание делегатов из России и других стран.
1 ноября 2023 года
Автор: MediaWood по выступлениям и материалам участников конгресса Фото: MediaWood