А динамика выглядит следующим образом: во время кризиса 2014 года мебельные ретейлеры начали повышать цены и свою торговую наценку, дабы продавать меньше да лучше. 2014 год — плюс 65%, 2015 — плюс 77%, 2016 — плюс 83%... Но эта стратегия не сработала. Чтобы выжить на рынке, продавцам пришлось, их заставила сама жизненная ситуация, максимально ужиматься в собственной марже, чтобы продавать хоть какие-то объёмы мебели. И уже с 2017 года наценка розничных магазинов начала сокращаться: -64% в 2017, -44% в 2018, -40% в 2019... В 2020 году торговая наценка розничных магазинов по продаже мебели сократилась до антирекордного показателя в 28,9%. И это очень плохая тенденция для розницы.
Во-первых, невысокие значения показателей розничных наценок могут стать фактором значительного повышения розничных цен на мебель в 2021 году, что негативно скажется на динамике рынка.
Во-вторых, такие меры способны поддержать спрос на мебель со стороны населения, но низкая маржинальность продаж крайне губительна для мебельных ретейлеров. Фактически у них не остаётся никаких средств для собственного развития в будущем, они вынуждены выживать. Это, в конечном счёте, приводит к закрытию магазинов, а закрытие магазинов компенсируется в данном случае интернет-ретейлом.
Сегодня уже есть ряд мебельных фабрик, которые практически полностью отказались от своей розницы и сокращают поставки офлайн-ретейлерам с целью сосредоточения собственных онлайн-продаж через маркетплейсы и развития этого направления. Хорошим примером здесь служит сегмент детской мебели, которую достаточно легко приобретать через Интернет, особенно мебель для новорождённых, потому что здесь не требуется какого-то серьёзного подхода именно к дизайну, важно в первую очередь соотношение хорошего качества материалов и цены, и просто взглянуть на фотографию для выбора и принятия решения будущим родителям более чем достаточно. Соответственно, детская мебель отлично продается через Интернет.
Возвращаясь к сетевому ретейлу, тенденция хотя бы выжить в нынешних условиях привела к закрытию многих мебельных магазинов. С 2016 года их количество постоянно сокращается: с 12 900 сетевых магазинов мебели до 10 220 в 2020. Правда, что интересно, при этом их суммарная выручка в общем объёме рынка постоянно растёт. Суммарная доля сетевых игроков в объеме рынка в 2016 году была еще 57%, в 2019 уже 66%. Около 15% занимает доля интернет-продаж. Получается, на несетевую розницу сегодня по всему рынку приходятся совсем незначительные показатели. О чём все это говорит?
О том, что на российском мебельном рынке значительно обостряется конкуренция. Сетевой бизнес вытесняет несетевых и прочих мелких игроков.
Несетевая розница практически вымерла за последние годы или переформатировалась/влилась в сетевой формат, чтобы выжить. Поскольку по эффекту масштаба она неконкурентоспособна, не может обеспечить уровень цен, которые устроят потребителя, не может обеспечить удовлетворительную работу в целом — качественную выкладку товара, приемлемый внешний вид салона и его поддержание и т. д. — туда не пойдёт покупатель, он съездит за 500 км в IKEA, где и купит себе шкаф.
Но и сетевые магазины мебели закрываются и не выдерживают конкуренции друг с другом. Закрытия связаны как с оптимизацией розницы, так и с полным уходом некоторых игроков с рынка.
Конечно, с одной стороны, в этой ситуации есть свои плюсы — это некое очищение рынка. Но, с другой стороны, такое очищение приводит к потере и уменьшению совокупного предложения и элементов выбора для пользователей.
А вся эта ситуация возникла по причине непрекращающихся кризисов, негативно влияющих на спрос. У покупателей на уровне пандемии, на уровне падения доходов населения в целом, на уровне высокой закредитованности, недостаточно средств для совершения покупок мебели.
В будущем все это приведет к тому, что доля онлайн-продаж мебели продолжит расти, многие мебельные фабрики постараются переключится преимущественно на них. В сетевой рознице останутся только самые сильные игроки, которые хорошо работают с поставщиками, с маркетингом, с рекламой и со своими предыдущими клиентами.
Именно мотивация на совершение новых покупок тех, кто их однажды уже совершил, очень актуальна в текущих условиях, поскольку, как уже было сказано выше, люди не покупают всю мебель сразу. Они постоянно находятся в спросе, то есть у них постоянно есть потребность в покупке новых элементов мебели. Соответственно, один из важнейших способов выживания сейчас на рынке заключается в том, чтобы лучше работать со своими текущими покупателями, потому что они все – потенциальные новые клиенты на долгие годы вперёд. И этот тренд, который уже наблюдается на рынке, сохранится ещё на протяжении ближайших лет 10.
Если говорить про конкретных игроков мебельного рынка, то по состоянию на декабрь 2020 года на основании регулярных исследований РБК приводит свой рейтинг компаний. Абсолютным лидером по охвату выступает сеть Askona, присутствующая во всех 8 федеральных округах, 82 субъектах и 318 городах России. «Много мебели», оказавшаяся на второй строчке, представленная в 62 регионах, управляет магазинами в 232 городах. «Шатура», немного уступая «Асконе» в количестве субъектов присутствия, заняла третью строчку рейтинга. Далее компании располагаются с большим отрывом по количеству магазинов. И такое небольшое присутствие крупных ретейлеров на мебельном рынке говорит о том, что этот рынок сейчас себя чувствует достаточно тяжело.