25 мыслей Мебельного бизнес-форума

Мебельный бизнес-форум прошёл 26-27 июня в Санкт-Петербурге. Организатор мероприятия — ВО «Рестэк», PR-агентство MediaWood вновь выступило его партнёром. В программу форума по традиции вошли 3 тематические секции: «Аналитика и прогнозы», «Производство» и «Маркетинг, реклама, продажи». Эксперты отраслевого сообщества поделились актуальной статистикой, своими ожиданиями и рекомендациями — некоторые данные и высказывания носили даже противоречивый, а порой и взаимоисключающий характер, но сколько человек — столько и мнений, и даже статистика бывает разной. По традиции представляем выдержку из выступлений и некоторые мысли, высказанные участниками Мебельного бизнес-форума.
мебельный бизнес-форум в САнкт-Петербурге

Секция «Аналитика»

1
Рост объёмов производства в мебельной отрасли за 2023 год составил 32%. Отечественные производители заняли все освободившиеся после ухода западных компаний ниши, и потребители не заметили этого ухода. За первые 6 месяцев 2024 года также фиксируется рост более 20%, но во втором полугодии прогнозируется падение.
2
Впервые на рынке отмечается рост доверия потребителей к российской продукции.
3
Рост цен на мебельную продукцию по сравнению с ростом цен на все остальные непромышленные товары оказался минимальным, а поэтому доходность бизнеса и рентабельность мебельных предприятий находится на невысоком уровне.
4
Показатели объёма российского рынка розничных продаж мебели в 2013-2020 годах менялись в пределах 19%, что, учитывая инфляционный фактор, было признаком стагнации продаж. Но с 2014 года копился отложенный спрос на мебель, и, начиная с 2021-2022 годов, он пошёл вверх в текущих ценах, однако значительная часть роста всё-таки объясняется ценовым фактором.
5
В сопоставимых ценах объём продаж мебели 2023 года, т.е. без учёта инфляции, составляет порядка 89% от уровня 2021 года и около 78% от показателя докризисного 2014 года.
6
За три экономически сложных для России периода последнего десятилетия объём рынка мебели в натуральном выражении сократился на 28%. Одна из основных причин — рост цен на мебель.
7
Мебельный рынок так и не смог реализовать потенциал, и в реальном выражении он сократился на 15%.
8
По итогам 1 квартала 2024 года относительно 1 квартала 2023 года зафиксирован рост производства мебели: в натуральном выражении +25%, в стоимостном + 24%. Это максимальные значения как минимум с 2019 года. Прогноз до конца 2024: в стоимостном выражении +17.0%, в натуральном выражении +15.7%.
9
Самый высокий прирост производства за 1 квартал 2024 года показала мебель из пластмассовых материалов, доля которой в структуре производства мебели менее 1%.
Второе место заняла мебель деревянная для столовой и гостиной (+33%); третье — кухонная мебель (+30%).
В стоимостном выражении все категории показали рост, так же как и в натуральном: за 4 месяца 2024 года производство выросло во всех категориях.
10
Индекс цен производителей мебели для внутреннего рынка составил 196.5 (рост цен на 96.5% апрель 2024 к апрелю 2023 года), за счёт роста цен на металлическую офисную мебель в 2,8 раза в феврале 2024 года (ИЦП в феврале 2024 составил 279.45 к февралю 2023).
Тенденция роста цен производителей по отношению к прошлому году продолжилась.
11
В марте 2024 впервые за последние 17 месяцев (с ноября 2022) рост цен на мебель за год превысил годовую инфляцию, в апреле разрыв увеличился.
12
Один из трендов мебельного рынка — замедление производства при росте потребительских цен на мебель.
13
Объем экспорта мебели продолжает падение второй год подряд: 2022 год -38%, в 2023 год -37%. Исторически основные поставки шли в европейские страны, что изменилось после февраля 2022 года. Восстановление экспорта возможно только при полной отмене санкций со стороны западных стран, что маловероятно в ближайшие годы.
14
В тот же период наблюдается снижение объёма импортируемой мебели в Россию: 2022 год -26%, 2023 год -7%. На сегодняшний день доля импорта в потреблении мебели сократилась до 24,4%. Вероятно, поставки из европейских стран останутся на минимальном уровне, но возможно увеличение импорта из Китая, Юго-Восточной Азии и других дружественных стран.
15
Впервые за последние 7 лет сетевая мебельная розница продемонстрировала положительный прирост числа магазинов, до этого наблюдалось ежегодное непрерывное падение количества сетевых торговых точек.
16
Онлайн vs офлайн:
Основным драйвером развития мебельного рынка является переход потребителей из розницы в онлайн.
Часть мебельщиков уходит с маркетплейсов, разочаровавшись в этом канале продаж. Здесь неплохо продаются только изделия малых форм и мебель из экономсегмента.
17
Наличие фундамента в виде стратегии развития — путь любого мебельного бизнеса к успеху.
Бизнес будет успешным тогда, когда чётко поставлены цели, определены векторы развития на дальние перспективы. Именно эти моменты, которые часто игнорируются, становятся фундаментом успеха.

Секция «Производство»

18
Оборудование: произошло вынужденное замещение европейского оборудования на азиатское. Оборот продажи двух китайских станкоторговых компаний в 2023 году достиг 10 млрд, видимо, рублей, на территории России. «Китайских станков больше боялись, чем есть на самом деле».
19
Инструмент: есть отечественные производители режущего инструмента, способные выпускать и выпускающие весь ассортимент требуемой мебельной отрасли продукции (пилы, фрезы, сверла и пр.).
20
Рынок фурнитуры переориентировался на турецкую и китайскую продукцию, остались в России и некоторые немецкие бренды. Набирают популярность смарт-решения и смарт-фурнитура.
Предприятиям сто́ит быть готовыми в любой момент перейти на новую фурнитуру.
Один из вероятных путей развития: разработать свой продукт, комплектующие и рассмотреть возможность производить под заказ в Китае, ведь только сама фабрика знает, что необходимо клиенту, что нравится и какая функциональность нужна.
21
Клеи: с 2021 года отмечается дефицит различных химических компонентов и рост цен на химические соединения из-за разрыва логистических цепочек, что отражается на стоимости готовых клеёв.
В 2024 году с российского рынка уходят китайские сырьевые компании. Последствия пока оценить сложно, но можно прогнозировать резкое изменение цен и отсутствие некоторых типов химического сырья в принципе.
Ждать от российских производителей клеёв продукции для мебельной отрасли не стоит: доля мебельных фабрик в общем объёме потребления клеевой продукции составляет около 1%, а потому для клеевиков выпуск продукции для этой отрасли экономически нецелесообразен.
Как вариант выхода из сложившейся ситуации — рассмотреть альтернативные технологии и продукцию, а такие есть.

Секция «Маркетинг, реклама, продажи»

22
В продвижении продукции и услуг трендом остаётся комплексный подход. Присутствие на разных площадках (сайты, соцсети, маркетплейсы, СМИ и пр.) позволит компаниям больше «касаться» целевой аудитории.
23
При работе с маркетплейсами и веде́нии интернет-магазина сто́ит уделять внимание SEO-продвижению и не забывать о воронке продаж. В 2024 году ключевое — низкочастотные запросы и ориентация контента на мобильные устройства.
24
В области интернет-рекламы продолжается введение штрафов за отсутствие маркировки. По мнению ФАС, к рекламе не относится информация о своих товарах, услугах, акциях на своих сайтах, в своих соцсетях в обычном, едином стиле, призыв подписаться на свои соцсети, каналы, ссылка на свой сайт.
При этом для того, чтобы информационный материал не сочли рекламой, в нём не должно быть: цен/прайса; ссылок на сайт, социальные сети; телефонов, адресов и другой контактной информации; крупным планом товаров, брендов компаний, когда они являются главным объектом фото/видеосъёмки.
25
Как бы ни была выстроена стратегия продвижения, последнее слово за менеджерами по продажам. Основной девиз на ближайшее время — работать и продавать «здесь и сейчас» и не забывать, что клиенты всегда хотели и будут хотеть индивидуальный подход.
С докладами на форуме выступили более 20 экспертов отрасли, среди них представители Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, Первой мебельной фабрики, компаний «РБК Исследования рынков», GT, «Мебель. Инвестиции. Ритейл», «В Центре», «DREVO–консалт», «Право в сети» и других. Всего в мероприятии приняли участие более 70 человек.

Напомним, Мебельный бизнес-форум входит в серию мероприятий от ВО «Рестэк», посвящённых лесопромышленному комплексу и мебельной отрасли. Среди них: Петербургский Международный Лесопромышленный Форум, Биотопливный конгресс, конференции «Лесопильное производство» и «Лесозаготовка». Традиционно события проходят в Санкт-Петербурге и привлекают внимание делегатов из России и других стран.
15 июля 2024 года

Автор: MediaWood по выступлениям и материалам участников форума
Фото: MediaWood, ВО «Рестэк»