Теперь полномочия органов власти в сфере лесоустройства между федеральным центром и местными властями разграничиваются, новый закон определяет, кто и за что отвечает.
Полномочия разделены с учетом категорий земель, на которых расположены леса:
- полномочия по лесоустройству на землях лесного фонда предаются на федеральный уровень;
- Минобороны России отвечает за леса, расположенные на землях обороны и безопасности;
- субъектовые органы исполнительной власти – за леса на особо охраняемых природных территориях регионального значения и иных землях в собственности субъектов;
- муниципальная власть – за леса на землях населенных пунктов.
С 1 января 2022 года лесоустройство будет осуществляться на основании федерального плана, который в обязательном порядке будет учитывать предложения органов государственной власти субъектов РФ. Это значит, что региональные власти смогут принимать непосредственное участие в его формировании – давать предложения по территориям, где работы должны проводится в первую очередь, делать замечания и корректировки. План будет формироваться на 10-летний период. Предусмотрен механизм его корректировки, что делает его адаптивным к тем задачам, которые стоят перед лесным сектором экономики страны.
Плановый характер лесоустройства позволит получать необходимую информацию о лесах на активно осваиваемых территориях, сформировать и реализовать систему мер, регулирующих воздействия на леса, обеспечив их неистощимое и многоцелевое использование.
Определять запасы древесины, породу и возраст деревьев, разрабатывать методику ухода, сохранения и воспроизведения лесов в отношении земель лесного фонда будут исключительно лесоустроители федерального госучреждения «Рослесинфорг». Ежегодно будут обследоваться леса на площади 30 млн га.