«PRo ЛПК»: на страже продвижения и узнаваемости брендов
3 марта в Северной столице прошло единственное специализированное мероприятие по продвижению компаний лесопромышленного комплекса и мебельной отрасли – конференция «PRo ЛПК. Санкт-Петербург. 2023». Эксперты в области связей с общественностью, маркетинга, event-индустрии и аналитики рассказали представителям отраслевых компаний об актуальных инструментах продвижения и методах работы в информационном поле.
Такого рода профессиональное событие было организовано уже второй раз. Впервые конференция «PRo ЛПК» состоялась в рамках Международной выставки «Лесдревмаш» в сентябре 2022 года по инициативе Ассоциации производителей машин и оборудования лесопромышленного комплекса «ЛЕСТЕХ» и специализированного PR-агентства MediaWood.

В этом году программа конференции значительно расширилась и включила пленарную сессию и 4 тематических блока. В течение 8 часов участники мероприятия обсуждали реальные примеры и проверенные решения в области продвижения, адаптированные к работе в лесопромышленном комплексе и мебельной индустрии, позволяющие усилить позиции компаний в информационном поле и среди целевых аудиторий.
Тенденции ЛПК и продвижения
В 2022 году большинство отраслевых предприятий столкнулись с новой реальностью: экспортные рынки оказались закрыты. Российский ЛПК — априори экспортно-ориентированная отрасль, и когда привычные логистические схемы и партнерские связи нарушились, комплекс оказался в затруднительном положении. Приходится искать новые рынки сбыта, с нуля выстраивать отношения с потребителями, инвесторами и поставщиками... На внутреннем рынке наблюдается переизбыток товаров, платежеспособность потребителей падает, конкуренция усиливается, и при выборе продукции качество играет уже не столь первостепенную роль. Многие предприятия привыкли работать в условиях долгосрочных контрактов, когда не требовались какие-либо затраты на продвижение: финансовые, временные, человеческие. И оказавшись в новых условиях, они столкнулись со сложностями в реализации своей продукции, поскольку просто не умеют работать на внутреннем рынке. Выходом из сложившейся ситуации является грамотное позиционирование и продвижение продукции/бренда/компании.

И вот здесь наблюдается провал. У многих, даже крупных деревообрабатывающих заводов, отсутствуют собственные сайты. Соцсети ведутся по принципу «чтобы были». Взаимоотношения с прессой оставляют желать лучшего, а при участии в выставках и конференциях не используются все возможности этого отличного инструмента продвижения. Следовательно, нужно менять подходы и учиться работать в информационном поле, поскольку именно здесь на деле и происходит реальная конкуренция между компаниями. Во-первых, выбирают тех, кого знают и кому доверяют, а во-вторых – ковидные годы научили аудиторию искать информацию, покупать продукцию и оформлять доставку в сети, и если вас там нет, то вас, в общем-то, и не существует для самой прогрессивной и платежеспособной части общества.
«Помимо того, что вы работаете на рынке и производите какой-то продукт, вы еще и выпускаете контент, генерируете информацию о себе, и это тоже производственный процесс, — подчеркнул на пленарной сессии вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), генеральный директор Generation Brand & Communications Борис Григорьев. И этот процесс тоже требует затрат. Сегодня любой бренд обязан позиционировать себя в информационном поле, выкладывать сведения о себе на сайт, в социальные сети, управлять коммуникацией, рекламой, всем маркетинговым, рекламным процессом в целом. И управление — это тоже затраты. Когда вы строите бизнес, вы должны понимать, что это деньги, которые придется тратить. Значит, они должны быть предусмотрены заранее. Особенно, когда вы идете на зарубежные рынки. А для них еще нужно упаковывать информацию с точки зрения языка, но многим предприятиям пока даже переводить нечего, у них этого контента просто нет».
При этом необходимо понимать, что приходится работать и управлять коммуникацией по нескольким направлениям. У любого предприятия есть различные целевые аудитории: потребители, инвесторы, акционеры, партнеры, СМИ, собственные сотрудники и т. д., и взаимодействовать с ними со всеми нужно по-разному. При этом на пути этого взаимодействия коммуницировать необходимо постоянно, регулярно касаться представителей ЦА посредством различных инструментов продвижения, чтобы в итоге они приняли решение сотрудничать именно с вами. Чем дороже цена сделки или выбора, тем большее число касаний требуется. Под касаниями понимается и непосредственный контакт по телефону, и визит на сайт, и пост в соцсетях, и встреча на конгрессно-выставочных мероприятиях, и ролик на ТВ, и видео на YouTube, отзывы и пр., и пр. Каждая компания выбирает свои каналы продвижения, свои инструменты для касаний, но самое главное, чтобы это был регулярный и комплексный коммуникационный процесс.
Сайт как лицо компании и инструмент продаж
Сайт один из ключевых каналов коммуникации с целевыми аудиториями, визитная карточка компании и отличный инструмент продаж. Но анализируя корпоративные сайты отраслевых компаний, приходится отметить, что у многих они поддерживаются формально. Сайт есть, но информация не обновляется и/или отсутствует, «страница не найдена», неудобное меню, ошибки — и это только верхушка айсберга. О SEO-продвижении задумываются единицы. При открытии начальной страницы сайта зачастую непонятно, чем компания занимается.
«Большое количество контента на странице компании — отнюдь не показатель качества сайта, — отметил руководитель Ассоциации «ЛЕСТЕХ» Александр Тамби. — Потребитель должен четко понимать: какую именно продукцию он покупает, поэтому для ее описания необходимо использовать грамотную и общепринятую в профессиональной среде терминологию. Для определения затрат на доставку клиенту нужно оценить расположение предприятия и складов готовой продукции. Ему важно знать, на каком оборудовании изготавливается продукция: ведь от культуры производства и типов используемого оборудования зависят все потребительские свойства продукции. Очень часто предприятия боятся показывать эту информацию, что вызывает серьезное недоумение, поскольку наш рынок, давайте признаем это честно, весьма небольшой, и конкуренты через общих знакомых моментально получат всю необходимую информацию, как бы ее ни прятали. А вот потребитель просто уйдет с неинформативного сайта-визитки, часто еще и с неработающими контактами, недоуменно пожав плечами».
Соцсети: не так страшен SMM, как его малюют
До сих пор бытует мнение, что соцсети — это удел школьников, а, значит, бизнесу там и делать нечего. Но это уже давно не так. В конце января 2023 года в We Are Social выпустили отчет Global Digital 2023 со статистикой Интернета и социальных сетей в мире, отдельная часть которого посвящена digital в России. Согласно проведенному исследованию, 83% населения нашей страны регулярно используют Интернет, а 73,3% являются пользователями социальных сетей. Из них 79,9% —люди старше 18 лет. Каждый день в соцсетях пользователи проводят в среднем 2 часа 16 минут. В них не только поддерживают связь с друзьями и близкими, а еще и ищут информацию о товарах и специальных предложениях, брендах, следят за компаниями. И пренебрегать этим инструментом коммуникации точно не стоит. Ведь соцсети — самый короткий путь к целевым аудиториям.
Но здесь важно понимать, что формальное наличие аккаунтов в популярных социальных сетях — это не значит работать в них. «Посты ради постов – плохая идея. Социальные сети будут работать только при наличии контент-стратегии и цели у каждой публикации», — отметили эксперты PR-агентства MediaWood Марина Тарасова и Ольга Рябинина. Необходимо использовать все форматы (фото, вертикальные и горизонтальные видео, статьи), создавая разноплановый контент: информационный, развлекательный, репутационный, продающий, полезный, пользовательский. И делать это регулярно. А еще нужно изучать целевые аудитории, следить за реакциями, анализировать и оптимизировать. И только тогда получится в полной мере оценить возможности социальных сетей, а все усилия точно окупятся.
Выставки и конференции: как не слить участие
О том, как сделать участие в отраслевых мероприятиях для компании максимально эффективным, обсудили с портфельным директором ITE (выставка Woodex) Натальей Медведевой и руководителем проектов ВО «РЕСТЭК» (Петербургский Международный Лесопромышленный Форум, Биотопливный конгресс и др.) Андреем Афанасьевым. Ведь участие в тематических конференциях, форумах и выставках — это всегда активная коммуникация с целевой аудиторией, а также площадка для демонстрации экспертности.

Компании в целом научились застраивать красивые стенды на выставках. Только стоит обратить внимание, что стенд должен быть не только привлекательным, но и смысловым: с первого взгляда на него должно быть понятно, чем занимается компания. Отдельное внимание стоит уделить корректной работе сотрудников на стенде.
Принимая решение об участии в каком-либо конгрессном мероприятии, необходимо помнить, что конференция или семинар — это не только про «послушать экспертов», но и, может быть, даже в первую очередь, это общение и установление контактов. И выступление на таком событии должно быть корректным, уверенным, по заявленной теме доклада, ярким, запоминающимся и не вызывающим недоуменных вопросов «так что же хотел сказать спикер». И выбирая в компании сотрудника для такого выступления, стоит держать в уме не только его экспертность и владение вопросом, но и умение говорить на публику и донести эту экспертность до аудитории, чтобы участие не стало анти-рекламой компании.

Конечно, не стоит забывать о других возможностях, которые предоставляют организаторы мероприятий. Это публикация новостей на сайте и в соцсетях мероприятия, включение информации в рассылки, лидсканирование (автоматический сбор контактов гостей стенда на выставках), коммуникация в чатах. Казалось бы, такие мелочи: баннеры в подписи в письмах, собственные рассылки и приглашения на мероприятия, но именно из них в том числе складывается в целом эффективность участия в мероприятии.
Медиарилейшнз
Можно сколько угодно говорить, что и печать умирает, и в онлайн-изданиях пишут непрофессионалы, и отраслевая журналистика как явление не существует — но именно СМИ помогают создавать впечатление о компании, способствуют формированию репутации и имиджа. И это работает как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Можно сколько угодно рассказывать в своих соцсетях и на сайте, что вы отличная компания и ваш продукт самый лучший, но негативной заметке в СМИ поверят быстрее. Во всяком случае, она заставит задуматься.

А потому стоит дружить с представителями средств массовой информации, давать комментарии, участвовать в редакционных обзорах, готовить собственные экспертные колонки. Причем, экспертность — это не разбираться в своем продукте, а умение говорить в целом о проблеме.

При работе с журналистами всегда нужно с уважением относиться к их труду, предоставлять и согласовывать все материалы в срок, быть полезными, делясь актуальной и эксклюзивной информацией, сводя с нужными людьми, быть честными, не навязывать в редакционные материалы откровенную рекламу. И, конечно же, коммуникация со СМИ должна носить регулярный и открытый характер. А если она периодически поддерживается финансово, то компания точно станет самым любимым партнером. Любите журналистов, и СМИ точно ответят взаимностью.
Маркировка интернет-рекламы: что должен знать каждый
Отдельный блок конференции был посвящен животрепещущей на сегодняшний день теме в мире рекламы – маркировке.

С 1 сентября 2022 года вступил в силу ФЗ №347, внесший поправки в Федеральный закон «О рекламе». Поправки касаются обязательной маркировки и учета всей рекламы в сети. Штраф за отсутствие пометки «Реклама» и сведений о рекламодателе — до 500 тыс. руб., согласно п. 1 ст. 14.3 КоАП.

Даже если компания не размещает баннеры на порталах и рекламные объявления в ВК, но публикует на своем ресурсе информацию о партнерах — скорее всего, озадачиться маркировкой придется. Да и саморекламу никто не отменял.
Требования и новые правила игры как раз и обсудили на конференции «PRо ЛПК. Санкт-Петербург. 2023». Основатель и руководитель юридической компании «Право в сети» Маргарита Ледовских рассказала обо всех аспектах поправок в Федеральный закон «О рекламе», которые вступили в силу с 1 сентября 2022 года. Председатель digital-комитета и сопредседатель комиссии экспертов АКАР Северо-Запад Андрей Волков и генеральный директор CEO Агентства #Enter Александр Михайлов поделились с участниками встречи реальными кейсами и уже полученным опытом по учету рекламы в сети.

Тема маркировки интернет-рекламы оказалась настолько объемной, что в рамках конференции удалось ответить лишь на часть вопросов от участников. Поэтому в продолжение темы организаторы конференции «PRo ЛПК» готовят дополнительный вебинар с юристами в сфере digital, который пройдет уже 23 марта.

В конференции «PRo ЛПК. Санкт-Петербург.2023» приняли участие более 40 человек. Среди них — представители таких отраслевых компаний, как Zetta Consulting, NALCO WATER, «Автоматика-Вектор», «Инсайт-проект», «Системы компьютерного зрения» (ГК «ЛАНИТ»), «Шмидт энд Олофсон», «ТехноНИКОЛЬ-Строительные Системы», «В Центре», Светогорский ЦБК, «Дом-Эксклюзив» и другие. С докладами также выступили представители компании «Люм» — тимлид Павел Гречко и SEO-специалист Георгий Северный, литературный редактор, райтер, редактор-куратор в текстовых онлайн-школах Татьяна Рамос и педагог Школы речи и тела «АКТ» Сергей Сидоренко.
О «PRoЛПК»
«PRoЛПК» — это совместный проект PR-агентства MediaWood и Ассоциации «ЛЕСТЕХ», включающий комплекс онлайн и офлайн мероприятий, посвященных продвижению компаний лесопромышленного комплекса и мебельной отрасли.

Подробнее обо всех мероприятиях — на сайте http://prolpk.ru.

Ассоцияация «ЛЕСТЕХ», PR-агентства MediaWood