Совет Федерации подготовил рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере кадрового обеспечения лесного комплекса

Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию утвердил рекомендации по итогам круглого стола «Кадровое обеспечение лесного комплекса: проблемы и пути решения» (Решение №24/22 от 17 ноября 2020 г.) и направил их в профильные органы власти.
рекомендации по преодолению дефицита кадров в лесной отрасли
Совместный круглый стол Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитета по предпринимательству в лесопромышленном комплексе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялся ещё 6 октября. Провела мероприятие сенатор, председатель Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при профильном Комитете СФ Татьяна Гигель. В дискуссии приняли участие более 120 экспертов практически из всех регионов нашей страны: представители научного сообщества и образовательных учреждений, включая ведущие лесные вузы страны, руководители лесопромышленных компаний, заинтересованные в подготовке высококвалифицированных кадров и уже принимающие посильное участие в образовательном процессе, члены отраслевых объединений и ассоциаций, сенаторы и представители государственных ведомств разного уровня.
По итогам обсуждения в ЭКС по лесному комплексу и в Комитет СФ в течение месяца поступали предложения от участников круглого стола и отраслевого сообщества по совершенствованию «лесного» образования и преодолению дефицита квалифицированных кадров в отрасли. Все инициативы и идеи были проанализированы, и на их основе сформирован перечень рекомендаций по решению проблем кадрового обеспечения лесного комплекса.

«Прежде всего, участники обсуждения отмечали потребность в основательном переоснащении материально-технической базы, а также необходимость реформирования системы «лесного» образования, вернее – её возвращение к основательному и узкоспециализированному подходу, – прокомментировала поступившие предложения Татьяна Гигель. – Если раньше специалистов готовили в строго специализированных лесных образовательных учреждениях, то сегодня из-за невысокого конкурса и низкой популярности связанные с лесом и древесиной специальности являются комбинированными, входящими в укрупненную группу специальностей «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и другие группы. А ведь это даже не смежные, а абсолютно различные профессии со своей спецификой и различной производственной базой! Невозможно подготовить качественных специалистов при таком смешанном подходе. Нужно вернуть систему образования на прошлый уровень, чтобы специализированные учебные учреждения готовили специалистов именно лесного комплекса, лесного хозяйства, а не, например, механизаторов широкого профиля. То есть совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений, производственные участки и техническое переоснащение, сокращение разрыва между теорией и практикой в совокупности с основательным, специализированным подходом к «лесному» образованию позволят преодолеть проблему обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Но, безусловно, необходима и дальнейшая поддержка молодых и не только специалистов. Создание для них достойных условий труда — то, о чем говорил Владимир Владимирович Путин на совещании по развитию лесной отрасли и подчеркивали в Правительстве, и неоднократно обсуждали мы в Совете Федерации. Эти три основные вектора определены в рамках прошедшего круглого стола по кадрам. Необходимые, по мнению отраслевого сообщества, практические действия нашли своё отражение в конкретных рекомендациях для соответствующих ведомств, которые включены в итоговое решение Комитета».

На сегодняшний день рекомендации направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
11 декабря 2020

Источник: Экспертно-консультативный Совет по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Подготовлено: PR-агентство MediaWood
Фото: pixabay.com

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

«Круглый стол»
«Кадровое обеспечение лесного комплекса: проблемы и пути решения»
г. Москва
Торгово-промышленная палата
Российской Федерации
6 октября 2020 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рассмотрев вопрос «Кадровое обеспечение лесного комплекса: проблемы и пути решения», Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (далее — Комитет) отмечает следующее.

Для достижения заложенных Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года показателей по увеличению до 1 % вклада лесного комплекса в ВВП по росту до 820 тыс. человек численности персонала, занятого в лесном комплексе, и до 189 млрд рублей налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации требуется значительное повышение эффективности лесного хозяйства и лесной промышленности. Кадровая политика лесной отрасли является важнейшей основой для создания надежного механизма управления и развития лесного комплекса страны. Успех реализации федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» напрямую зависит от профессионализма руководителей и специалистов лесного хозяйства.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 29 сентября 2020 года на совещании «О развитии и декриминализации лесного комплекса» поставил задачу укрепить кадровый потенциал лесной отрасли, подчеркнув, что обеспечение предприятий высококвалифицированными специалистами является одним из необходимых условий для повышения эффективности лесопромышленного комплекса России.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет уделяют большое внимание вопросам обеспечения лесного комплекса квалифицированными кадрами. На их решение направлены постановление Совета Федерации от 30.01.2019 № 17-СФ «Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке», решение рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства под председательством заместителя Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьева (по итогам заседаний: г. Москва, 10 октября 2019 года, пос. Октябрьский, 1 февраля 2020 года), решение Комитета от 19.04.2019 № 8/23 Об утверждении рекомендаций «круглого стола» на тему «Научное и кадровое обеспечение лесопромышленного комплекса. Проблемы и пути их решения» .

Вместе с тем решению задачи кадрового обеспечения отрасли препятствует ряд проблем.

Необходимо оперативно нарастить масштабы подготовки квалифицированных кадров для всей системы управления лесами, как работников лесного хозяйства, так и сотрудников подразделений, ответственных за обеспечение лесосырьем, на деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятиях. Дефицит одних только государственных лесных инспекторов, необходимых для выполнения норматива патрулирования лесов, составляет около 20 тыс. человек. Потребность в кадрах лесного профиля на 2020 год - около 7 тысяч человек, в том числе государственных служащих - 0,3 тысяч человек, работников органов государственного управления лесами - свыше 1,5 тысяч человек и работников органов хозяйственного управления лесами - свыше 4 тысяч человек. Из них общая потребность в инженерно-технических кадрах - около 3,5 тысяч человек.

Количество бюджетных мест по направлению «Лесное дело» по всем вузам России на 2019/2020 учебный год - всего 2063. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 302 были приняты Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее — Правила). В соответствии с Правилами Рослесхоз собирает информацию от органов государственной власти субъектов Российской Федерации о потребности в квотах на целевое обучение по «лесным» направлениям подготовки и направляет в Минобрнауки России.

На уровне Правительства Российской Федерации устанавливаются квоты на целевое обучение по направлениям подготовки с указанием субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Заявленная органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, потребность в целевых бюджетных местах по направлению подготовки «Лесное дело» на 2020 год составила: бакалавриат - 436 мест, магистратура - 192 места.

Многие субъекты Российской Федерации не заявляют о своей потребности в целевом обучении. Одной из причин является обязательство работодателя по договору о целевом обучении предоставить гражданину в период освоения образовательной программы меры поддержки: стипендии и иные денежные выплаты, оплата питания и (или) проезда, оплата дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, предоставление в пользование либо оплата жилого помещения в период обучения и т.д.

Трудоустройство выпускников вузов стоит на повестке большинства совещаний, посвященных вопросам развития лесной отрасли. Отсутствие установленных обязательных требований к обучающимся на бюджетных местах отработать по специальности ведет к тому, что по окончании обучения по «лесным» специальностям они весьма неохотно идут на работу в организации лесного комплекса, предпочитая иные виды занятости. По официальным данным около 2094 выпускников очной формы обучения не получили направление на работу либо находятся в свободном трудоустройстве.

Потенциальные работодатели для выпускников лесных вузов - органы государственного управления в области лесного хозяйства и коммерческие организации, занимающиеся заготовкой и переработкой древесины, часто не могут предложить молодым специалистам конкурентный уровень заработной платы. Организации лесной отрасли, как правило, расположены в отдаленных местностях лесных регионов Российской Федерации, где объективно сложно создать условия проживания, предоставления социальных услуг, уровень образования и здравоохранения, доступные жителям мегаполисов (несмотря на то, что крупные предприятия по глубокой механической и химической переработке древесины, как правило, являются центрами моногородов и обеспечивают соответствующие муниципальные образования энергией, теплом, транспортной и социальной инфраструктурой). Привлечь молодых специалистов на такие места в организации лесного хозяйства возможно, обеспечив их поддержку путем включения в федеральные и региональные программы мероприятий по обеспечению молодых специалистов жильем, созданию комфортных условий для работы (служебный транспорт, современные средства навигации, обеспечение высокоскоростным интернетом), предоставление единовременной выплаты при поступлении на работу и др.

Вместе с тем субвенции из федерального бюджета, предусмотренные на обеспечение переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не предполагают расходов на указанные цели.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимались меры по поддержке молодых специалистов, прибывших на работу в государственные учреждения лесного хозяйства, в 48 субъектах Российской Федерации. Из них в 27 субъектах Российской Федерации работа проводилась путем внесения изменений в региональное законодательство в части безвозмездного предоставления молодым специалистам в собственность земельных участков, служебных жилых помещений, лесных насаждений для строительства жилого дома, предоставление единовременной выплаты при поступлении на работу и другое. В 21 субъекте Российской Федерации работа проводилась в рамках реализации планов мероприятий («дорожных карт») по поддержке молодых специалистов лесной отрасли или путем включения отдельных мероприятий в региональные государственные программы субъектов Российской Федерации. Отмечается, что такие «дорожные карты», в основном, не предусматривают финансового обеспечения мероприятий. В целом таких мер недостаточно.

Серьезной проблемой системы образования является недостаток у выпускников практических знаний по профессии. Подготовка работников лесных специальностей требует обширной учебной базы. Без специализированных лесных объектов, находящихся в распоряжении вузов, невозможна качественная подготовка работников лесного профиля. До недавнего времени на содержание таких учебных объектов (учебно-опытный лесхоз, ботанический сад и т.п.) выделялись целевые средства министерством науки и высшего образования. Однако с 2018 года содержание объектов полностью легло на внутренние затраты вузов, делая невозможным содержание объектов инфраструктуры. Назрела необходимость создания опытно-производственных участков, создаваемых предприятиями при поддержке государства, которые могли бы принадлежать вузу.

Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года предусматривается развитие форм дополнительного школьного образования с ориентацией на потребности лесной отрасли, в том числе школьных лесничеств. Также, Основами предусматривается стимулирование производителей лесной продукции, принимающих участие в финансировании образовательной, научно-исследовательской деятельности и использующих инновационные разработки в области охраны, защиты и воспроизведения лесов. Однако в настоящее время данные программы недостаточно распространены, многие предприятия и государственные органы, заинтересованные в квалифицированных специалистах, зачастую в силу разных причин не занимаются их профессиональной подготовкой.

Предприятиями лесопромышленного комплекса определены следующие недостатки, отрицательно влияющие на кадровое обеспечение лесной отрасли:
- образовательные программы не всегда успевают адаптироваться к новым технологиям и современному оборудованию применяемому на лесопромышленных предприятиях;

- ВУЗы не успевают за изменениями запросов компаний - техническая база учебных заведений не соответствует темпам обновления и модернизации оборудования предприятий. Вследствие этого углубляется разрыв между теоретическими знаниями выпускников образовательных организаций и фактическим уровнем производства;

- низкий уровень мотивации школьников, поступающих на направления подготовки лесной направленности, по общеобразовательной программе;

- недостаточное обеспечение лесной отрасли профессиональными стандартами, необходимость адаптации профессиональных квалификаций под действующие профстандарты;

- дисбаланс между численностью и специальностями выпускников образовательных организаций и необходимых для предприятий работников;

- дефицит цифровых компетенций выпускников как СПО так и выпускников ВУЗов;

- слабая подготовка и низкая мотивация выпускников, в результате чего после окончания вуза они не идут работать или не готовы идти работать по полученной специальности по специальности;

- распределение контрольных цифр приема происходит без учета реальной потребности лесной отрасли в лесных кадрах.
Обеспечение эффективности лесного комплекса России и его конкурентоспособности в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке невозможно без переноса акцентов в развитии лесной отрасли на создание новейших технологий, инновационных разработок, научно-обоснованных подходов в управлении.

Современное состояние лесной науки, технологического и технического обеспечения отрасли требует осуществления незамедлительных и кардинальных действий по созданию эффективной системы научной и инновационной деятельности, ориентированной на потребности лесной отрасли и государства в целом. Не менее остро стоят вопросы кадрового обеспечения. Создание современной системы непрерывной подготовки кадров для лесного сектора экономики потребует принятия системных решений как на федеральном, так и на региональном уровне. Развитие системы подготовки кадров и научно-технического обеспечения требует действий в следующих направлениях:

- увеличение объема финансирования целевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (МОКР), определяющих развитие лесного сектора экономики (в 2,5—3 раза), в особенности — исследований по рациональному учету и использованию лесных ресурсов, глубокой переработке древесины, включая получение инновационных лесных продуктов с высокой добавленной стоимостью, исследований в области интенсивно развивающихся био-экономики, биоэнергетики, био-рефайнинга, био-информатики, генетических исследований;

- концентрация финансовых ресурсов на разработке научных проектов продолжительностью 3— 5 лет, на получение новых материалов, создания новых технологий, логистических решений.

Главным элементом государственной поддержки в этом направлении может быть разработанная комплексная программа научных исследований КНТП «Лес».

Необходимо преодолеть межотраслевые барьеры при организации, финансировании и проведении научных исследований между Министерствами науки и высшего образования РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством промышленности и торговли РФ и другими ведомствами, что позволит избежать дублирования, распыления ресурсов и нерационального использования бюджетных средств.

Ведущую роль в проведении научных исследований и подготовке кадров для лесного комплекса Российской Федерации должны играть специализированные лесотехнические вузы, способные обеспечить связь науки, образования и реального сектора экономики.

С учетом изложенного Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует следующие меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере кадрового обеспечение лесного комплекса.

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть предложения:

1) разработать и утвердить комплекс мер, предусматривающих:

- разработку и утверждение нормативов затрат, обеспечивающих среднюю заработную плату государственных лесных инспекторов, лесничих не ниже уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему субъекту Российской Федерации, а также затрат на осуществление лесной охраны и её материальное обеспечение;

- систему государственных грантов и кредитов;

- введение льгот при сложных клинико-диагностических обследованиях, лекарственном обеспечении, обязательном санаторно-курортном лечении; изменение подхода к системе пенсионных выплат;

- создание на территории участковых лесничеств комплексные объекты для выполнения профессиональных обязанностей работников лесного хозяйства;

- разработку программ поддержки молодых специалистов, содержащих гарантии трудоустройства выпускников лесных образовательных учреждений, предоставление молодым специалистам субсидий на строительство или приобретения жилья в сельской местности, обеспечения единовременными выплатами;

- выделение субсидий на переподготовку руководителей и специалистов лесного хозяйства, имеющих непрофильное образование, и которые нуждаются в повышении квалификации для профильных отраслевых образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования;

- взаимодействие вузов с предприятиями и организациями отрасли в части предоставления студентам и преподавателям баз для прохождения практик, участие представителей работодателей в образовательном процессе для преподавания специальных дисциплин в рамках, как основного, так и дополнительного (повышение квалификации работников отрасли) образования, в работе государственных экзаменационных комиссии, а также в качестве руководителей практик студентов, в том числе преддипломной практики.

2) рассмотреть предложения:

- о включении лесного комплекса наряду с агропромышленным комплексом в перечень приоритетных отраслей Российской Федерации с учетом государственной поддержки концепции развития циркулярной экономики;

- о создании единого государственного органа, занимающегося комплексом вопросов лесного хозяйства, лесной промышленности, в том числе профильного лесного образования;

- актуализации «Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года» в части раздела по подготовке кадров для лесной отрасли;

- о создании государственного научного центра лесного комплекса с опытным производством и испытательными полигонами для создания опытных образцов машин, оборудования и технологий для лесного комплекса;

- включить в проект плана реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года строительство (приобретение) в сельских населенных пунктах служебных помещений для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и работников исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные государственные полномочия Российской Федерации, и подведомственных государственных учреждений с предоставлением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в необходимом объеме;

- о возможности расходования средств субвенции из федерального бюджета, предоставляемой бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, на осуществление мер поддержки квалифицированных кадров лесной отрасли, в том числе молодых специалистов (приобретение жилья, единовременные выплаты);

- о выделении федеральных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, направленных на привлечение молодых специалистов к работе в отрасли (увеличение квоты целевых бюджетных мест в профильных образовательных учреждениях, меры социальной поддержки молодых специалистов, улучшение условий работы специалистов лесопромышленного комплекса и др.), с включением соответствующего целевого показателя (индикатора) в подпрограмму «Стратегическое управление лесным хозяйством» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № З 18;

- внести изменения в Порядок определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 534, в части определения норматива затрат на содержание одного работника лесничества и установления расчета расходов на обеспечение деятельности лесничества субъекта Российской Федерации с учетом уровня среднемесячной заработной платы одного работника по виду экономической деятельности «Лесное хозяйство» («Лесоводство и лесозаготовки») в целом по субъекту Российской Федерации, младшему обслуживающему персоналу - до установленного МРОТ с учетом средневзвешенного районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- утвердить регламент участия федеральных органов исполнительной власти в сфере лесных отношений в распределении бюджетных мест между учебными заведениями, осуществляющими подготовку бакалавров и магистров по направлению «Лесное дело» в зависимости от трудоустройства выпускников на должностях в лесном секторе и результатов сертификации полученных знаний и компетенций;

  • принять меры государственной поддержки дополнительного лесного образования в условиях неопределенностей и рисков, обусловленных внешними факторами, в частности вирусной пандемией;

  • предусмотреть целевое финансирование особых объектов инфраструктуры (учебно-опытный лесхоз, ботанический сад и т.п.), вузов, готовящих специалистов для лесной отрасли;

  • включить в Перечень критических технологий Российской Федерации раздел «Технологии переработки и воспроизводства лесных ресурсов»;

  • перераспределить контрольные цифры приема (далее — КЦП) на обучение по лесным направлениям с учетом реальной кадровой потребности регионов и предприятий лесного комплекса. Учитывать при распределении КЦП потребность специалистов со смежными компетенциями, в которых нуждается лесная отрасль в связи с внедрением цифровых технологий и автоматизации процессов в лесное производство. Включить в распределение КЦП для специалистов лесной отрасли на укрупненные группы направлений подготовки: 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, 27.00.00 Управление в технических системах, 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство;

- предусмотреть возможность обучения на условиях целевого приема для получения высшего образования выпускников, направляемых коммерческими организациями;

  • создать условия для конструктивного взаимодействия работодателей и образовательных организаций с целью оптимизации образовательного процесса путем организации базовых кафедр в лесопромышленных компаниях, учебных классов в организациях-поставщиков оборудования;

  • обеспечить внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, позволяющих применить модульно-компетентностный подход, который обеспечит возможность построения гибких индивидуальных и коллективно-групповых образовательных траекторий обучающихся;

  • создать новые системы и технологии профессиональной ориентации абитуриентов и выпускников, направленных на популяризацию и повышение престижа лесных профессий и специальностей с учётом потребностей реального сектора экономики;

  • дополнить перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, следующими видами: «стипендии студентам, выплачиваемые организациями»;

  • создать единую базу основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, доступных для каждого работодателя, создать единую для всех образовательных организаций базу данных по выпускникам направлений лесной отрасли доступной для всех работодателей;

  • способствовать организации практикоориентированных образовательных Центров лесных компетенций в базовых вузах отрасли с целью реализации практической подготовки специалистов;

  • освободить от налогообложения расходы налогоплательщика на содержание российских образовательных учреждений, осуществляющих обучение, профессиональную подготовку и переподготовку работников по профилю налогоплательщика, в виде технического оснащения учебного процесса, мебели, доплаты преподавателям и т.п.;

  • распространить меры государственной поддержки молодых специалистов на выпускников высших и среднеспециальных учебных заведений, обучавшихся по лесным специальностям и устроившихся на работу в сельской местности;

- внести изменения в ч. 2 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - а именно, включения бакалавриата в перечень образовательных программ, по которым научная организация вправе осуществлять образовательную деятельность;

- актуализировать «Стратегию долгосрочного развития РФ до 2050 года с низким уровнем выбросом парниковых газов» с учетом возрастающей роли лесов;

- о проведении всероссийских тематических соревнований школьников и студентов по тематике лесного и охотничьего хозяйства;

3) о создании единого лесного образовательного портала, объединяющего промышленные предприятия, образовательные и научные организации, что позволит проводить кооперацию обучения. Для реализации указанного проекта предлагается создать рабочую группу из представителей образовательных организаций и профильных предприятий, включая малый и средний бизнес.

2. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть возможность увеличения финансирования за счет средств федерального бюджета, направляемого на выплату заработной платы работникам лесного хозяйства.

З. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

- оказать дополнительную материально-техническую поддержку ведущим профильным лесным университетам страны, способствовать повышению уровня их взаимодействия с академическими и отраслевыми научно-исследовательскими институтами, другими учреждениями и организациями лесного комплекса,

- рассмотреть предложение о прохождении преподавателями университетов, осуществляющих подготовку бакалавров и магистров для лесного сектора, повышения квалификации на предприятиях и организациях лесного профиля с обязательной стажировкой;

- поддержать Комплексную научно-техническую программу КНТП «Лес».

4. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть предложение:

подготовить план издания учебной литературы по специальным дисциплинам, формирующим профили бакалавров и магистров по направлению «Лесное дело» с последующим целевым финансированием.

5. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть предложения:

- в рамках развития Национальной системы квалификаций России инициировать создание единого Совета по профессиональным квалификациям лесного комплекса;

- провести актуализацию перечня профессий и специальностей в лесном комплексе.

6. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

- предусмотреть возможность распоряжения заготовленной древесиной в учебно-опытных лесных хозяйствах в объеме всей расчетной лесосеки лесничества и направления дохода от ее реализации на развитие материально-технической базы учебно-опытного хозяйства, разработку новых технологий и совершенствование подготовки и переподготовки лесных специалистов;

- при организации и финансировании отраслевых НИОКР учитывать научно-технический потенциал лесных вузов и преодолеть ведомственную обособленность;

- оказывать поддержку научно-техническим проектам, подготовленным в лесных вузах и направленным на решение актуальных задач лесного комплекса России, поданным для получения финансирования в различные российские и международные финансирующие организации.

7. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть предложения:

- разработать и внедрить механизм постоянного мониторинга кадровой обеспеченности предприятий и организаций лесной промышленности, уделив особое внимание мониторингу кадровой обеспеченности при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

- дополнить «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» в части обязательного обоснования кадрового обеспечения их реализации, предусмотрев возможность участия инвесторов в реализации целевого обучения по образовательным программам высшего образования;

- при определении приоритетных направлений развития промышленности в Российской Федерации иметь в виду необходимость ее перехода на принципы циклической экономики, био-экономики, который невозможен без рационального использования возобновляемых природных ресурсов, важнейшими из которых в России и в мире являются лесные;

- при организации и планировании НИОКР принять к сведению результаты исследований и научный потенциал лесных вузов, который может быть использован в качестве возможного катализатора инновационного развития группы отраслей лесного комплекса;

- принять меры для ускоренного развития высокотехнологичных инновационных производств новых лесных продуктов с высокой добавленной стоимостью, создаваемых на основе НИОКР ведущих лесных вузов страны.

8. Рекомендовать законодательным (представительным) и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- привлечь «лесной» бизнес к заключению договоров на целевое обучение по профильным образовательным программам;

- способствовать укреплению и развитию системы социального партнерства в лесной отрасли на региональном уровне: включая разработку комплекса мер по поддержке молодых специалистов лесной отрасли, заключение договоров на целевое обучение по профильным образовательным программам;

- предусмотреть в стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации разделы, формирующие реальную потребность в кадрах для лесного комплекса.