1) разработать и утвердить комплекс мер, предусматривающих:
- разработку и утверждение нормативов затрат, обеспечивающих среднюю заработную плату государственных лесных инспекторов, лесничих не ниже уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему субъекту Российской Федерации, а также затрат на осуществление лесной охраны и её материальное обеспечение;
- систему государственных грантов и кредитов;
- введение льгот при сложных клинико-диагностических обследованиях, лекарственном обеспечении, обязательном санаторно-курортном лечении; изменение подхода к системе пенсионных выплат;
- создание на территории участковых лесничеств комплексные объекты для выполнения профессиональных обязанностей работников лесного хозяйства;
- разработку программ поддержки молодых специалистов, содержащих гарантии трудоустройства выпускников лесных образовательных учреждений, предоставление молодым специалистам субсидий на строительство или приобретения жилья в сельской местности, обеспечения единовременными выплатами;
- выделение субсидий на переподготовку руководителей и специалистов лесного хозяйства, имеющих непрофильное образование, и которые нуждаются в повышении квалификации для профильных отраслевых образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования;
- взаимодействие вузов с предприятиями и организациями отрасли в части предоставления студентам и преподавателям баз для прохождения практик, участие представителей работодателей в образовательном процессе для преподавания специальных дисциплин в рамках, как основного, так и дополнительного (повышение квалификации работников отрасли) образования, в работе государственных экзаменационных комиссии, а также в качестве руководителей практик студентов, в том числе преддипломной практики.
2) рассмотреть предложения:
- о включении лесного комплекса наряду с агропромышленным комплексом в перечень приоритетных отраслей Российской Федерации с учетом государственной поддержки концепции развития циркулярной экономики;
- о создании единого государственного органа, занимающегося комплексом вопросов лесного хозяйства, лесной промышленности, в том числе профильного лесного образования;
- актуализации «Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года» в части раздела по подготовке кадров для лесной отрасли;
- о создании государственного научного центра лесного комплекса с опытным производством и испытательными полигонами для создания опытных образцов машин, оборудования и технологий для лесного комплекса;
- включить в проект плана реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года строительство (приобретение) в сельских населенных пунктах служебных помещений для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и работников исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные государственные полномочия Российской Федерации, и подведомственных государственных учреждений с предоставлением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в необходимом объеме;
- о возможности расходования средств субвенции из федерального бюджета, предоставляемой бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, на осуществление мер поддержки квалифицированных кадров лесной отрасли, в том числе молодых специалистов (приобретение жилья, единовременные выплаты);
- о выделении федеральных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, направленных на привлечение молодых специалистов к работе в отрасли (увеличение квоты целевых бюджетных мест в профильных образовательных учреждениях, меры социальной поддержки молодых специалистов, улучшение условий работы специалистов лесопромышленного комплекса и др.), с включением соответствующего целевого показателя (индикатора) в подпрограмму «Стратегическое управление лесным хозяйством» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № З 18;
- внести изменения в Порядок определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 534, в части определения норматива затрат на содержание одного работника лесничества и установления расчета расходов на обеспечение деятельности лесничества субъекта Российской Федерации с учетом уровня среднемесячной заработной платы одного работника по виду экономической деятельности «Лесное хозяйство» («Лесоводство и лесозаготовки») в целом по субъекту Российской Федерации, младшему обслуживающему персоналу - до установленного МРОТ с учетом средневзвешенного районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- утвердить регламент участия федеральных органов исполнительной власти в сфере лесных отношений в распределении бюджетных мест между учебными заведениями, осуществляющими подготовку бакалавров и магистров по направлению «Лесное дело» в зависимости от трудоустройства выпускников на должностях в лесном секторе и результатов сертификации полученных знаний и компетенций;
- принять меры государственной поддержки дополнительного лесного образования в условиях неопределенностей и рисков, обусловленных внешними факторами, в частности вирусной пандемией;
- предусмотреть целевое финансирование особых объектов инфраструктуры (учебно-опытный лесхоз, ботанический сад и т.п.), вузов, готовящих специалистов для лесной отрасли;
- включить в Перечень критических технологий Российской Федерации раздел «Технологии переработки и воспроизводства лесных ресурсов»;
- перераспределить контрольные цифры приема (далее — КЦП) на обучение по лесным направлениям с учетом реальной кадровой потребности регионов и предприятий лесного комплекса. Учитывать при распределении КЦП потребность специалистов со смежными компетенциями, в которых нуждается лесная отрасль в связи с внедрением цифровых технологий и автоматизации процессов в лесное производство. Включить в распределение КЦП для специалистов лесной отрасли на укрупненные группы направлений подготовки: 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, 27.00.00 Управление в технических системах, 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство;
- предусмотреть возможность обучения на условиях целевого приема для получения высшего образования выпускников, направляемых коммерческими организациями;
- создать условия для конструктивного взаимодействия работодателей и образовательных организаций с целью оптимизации образовательного процесса путем организации базовых кафедр в лесопромышленных компаниях, учебных классов в организациях-поставщиков оборудования;
- обеспечить внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, позволяющих применить модульно-компетентностный подход, который обеспечит возможность построения гибких индивидуальных и коллективно-групповых образовательных траекторий обучающихся;
- создать новые системы и технологии профессиональной ориентации абитуриентов и выпускников, направленных на популяризацию и повышение престижа лесных профессий и специальностей с учётом потребностей реального сектора экономики;
- дополнить перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, следующими видами: «стипендии студентам, выплачиваемые организациями»;
- создать единую базу основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, доступных для каждого работодателя, создать единую для всех образовательных организаций базу данных по выпускникам направлений лесной отрасли доступной для всех работодателей;
- способствовать организации практикоориентированных образовательных Центров лесных компетенций в базовых вузах отрасли с целью реализации практической подготовки специалистов;
- освободить от налогообложения расходы налогоплательщика на содержание российских образовательных учреждений, осуществляющих обучение, профессиональную подготовку и переподготовку работников по профилю налогоплательщика, в виде технического оснащения учебного процесса, мебели, доплаты преподавателям и т.п.;
- распространить меры государственной поддержки молодых специалистов на выпускников высших и среднеспециальных учебных заведений, обучавшихся по лесным специальностям и устроившихся на работу в сельской местности;
- внести изменения в ч. 2 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - а именно, включения бакалавриата в перечень образовательных программ, по которым научная организация вправе осуществлять образовательную деятельность;
- актуализировать «Стратегию долгосрочного развития РФ до 2050 года с низким уровнем выбросом парниковых газов» с учетом возрастающей роли лесов;
- о проведении всероссийских тематических соревнований школьников и студентов по тематике лесного и охотничьего хозяйства;
3) о создании единого лесного образовательного портала, объединяющего промышленные предприятия, образовательные и научные организации, что позволит проводить кооперацию обучения. Для реализации указанного проекта предлагается создать рабочую группу из представителей образовательных организаций и профильных предприятий, включая малый и средний бизнес.