Эволюция древесных материалов, популяризация в России дизайна, в том числе ландшафтного, современные технологии, инновационные идеи, талантливые специалисты, относительно свободный рынок… Но, к сожалению, в нашей стране не все так просто.
«Нехватка сырья — основная проблема деревообработчиков, — вынужден констатировать Леонид Пшеничко. — Если говорить цифрами, то в России сконцентрировано порядка 70 % всех лесных угодий мира, из которых порядка 7 % подлежат глубокой переработке. Но при этом сырья не хватает. К причинам такого дефицита можно отнести экспорт леса в Китай, Японию, Центральную Европу. Более того, есть предположение, что все крупные лесозаготовительные комплексы, образованные в наиболее лесистых регионах и активно ведущие лесозаготовку, изначально заточены на экспорт древесины под требования других стран. А это значит, что вряд ли они, проинвестировавшие в предприятия колоссальные суммы, переориентируются на внутренний рынок.
Конечно, властями предпринимаются различные меры, вводятся пошлины, квоты. Отчасти это помогло немного стабилизировать ситуацию. Хотя материал теперь уходит не круглым лесом, а, например, доской. И в ближайшие годы эта проблема вряд ли решится. В итоге мы, небольшие компании, которые занимаются деревообработкой (да, пусть в меньших объемах, чем градообразующие комбинаты, но стабильно потребляющие определенное количество сертифицированной древесины), не можем приобрести сырье. Мы вынуждены базироваться в регионах, где ведутся заготовки леса, и чуть ли не жить там, карауля тот лес, который хотим купить. Нонсенс: работая в России, в лесной державе, мы не можем купить сырье! И это наша проблема номер один. Ни люди, ни продажи, ни технологии, ни реализация или хранение, а именно нехватка сырья является самым наболевшим вопросом».
«Решением кажется сотрудничество не с крупными лесозаготовительными компаниями, а с небольшими делянками, которые могли бы поставлять лес необходимыми нам небольшими партиями, — объясняет Леонид. — Но и тут тоже все непросто. Первая проблема таких делянок, с чем мы столкнулись: сегодня она есть, а завтра — нет. Второй момент: репутационных рисков никаких. Лесозаготовитель привез плохое по качеству сырье и уехал, а у нас все производственные циклы сдвинулись. И наконец, третье: в определенный сезон (например, после зимы) транспорт к этой делянке подъехать не может. В итоге оказывается проще держать там, в регионах, своих людей, которые контролировали бы процесс добычи сырья. Ситуация получается абсурдная: отечественное сырье, которое нам требуется, стоит на 30 % дороже, чем среднестатистическое, которое продается в Китай и Японию! Т. е. мы готовы платить на 30 % больше, а нам не продают. Более того, мы сами готовы платить налоги, и те компании, которые покупают у нас продукцию, готовы их платить. Мы даже готовы экспортировать. Но, выходит, никому это не надо.
«В силу того, что древесина закупается небольшими партиями, может быть, имело бы смысл объединяться с такими же компаниями, как наша, для совместных закупок сырья, устраивать какие-то тендеры, аукционы на покупку. Пока же мы в одиночку вынуждены решать эту проблему. Забавно, но мы заказывали материалы даже в Америке! Оттуда к нам везли ясень. Это было быстрее, плюс тот материал был более качественным, хорошо высушенным, с правильной геометрией и необходимой толщиной, — продолжает делиться опытом закупки сырья Леонид. — Соответственно, нам выгоднее купить в Америке по цене на 50 % выше российской и еще заплатить все таможенные сборы! Ведь все равно такую древесину выгодно перерабатывать, термообрабатывать и продавать».