После обучения многие молодые специалисты не идут работать по специальности и меняют сферу деятельности. Этому есть несколько причин. Например, отсутствие социальных пакетов, невысокая заработная плата, и, конечно же, утерянная престижность профессии в лесопромышленном комплексе.
В связи с этим для популяризации профессий и улучшения социально-экономического положения специалистов уже были приняты различные меры. Так, еще в 2015 году Правительством РФ подписано Распоряжение «О популяризации рабочих специальностей», действует Национальный проект «Образование», ведет работу Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте РФ и работает отраслевой Совет по профессиональным квалификациям в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Однако для более глубокой проработки кадрового вопроса следует к каждой подотрасли подходить индивидуально.
Одна из ключевых проблем подготовки кадров на сегодняшний день — это некоторая оторванность системы образования от производственных реалий. Современное оборудование используется на предприятиях зачастую только на 20-30%, тогда как может быть задействовано на все 110%. Для того чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, нужен квалифицированный персонал, который разбирается в текущих реалиях. Именно таких специалистов ждет бизнес и готов предложить им достойную оплату труда.
В рамках совещания Татьяна Гигель особенно отметила важность взаимодействия производств и учебных заведений для того, чтобы студенты и выпускники имели возможность прохождения практики на предприятиях и в профильных компаниях с последующим трудоустройством.
Тему взаимодействия образования и промышленности поддержала и директор Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вера Хмырова. По ее мнению, образование и промышленность должны работать как динамичный единый организм, потому что запрос на конкретных специалистов делают именно предприятия. Лесопромышленный комплекс активно развивается, с учетом ориентации на цифровую экономику становятся востребованы новые навыки и специальности. Тогда как некоторые профессии уже безнадежно устарели, некоторые необходимо запускать заново, формировать новые стандарты. Это диктует новый запрос к образованию, требует налаживания эффективного диалога между предприятиями и образованием. Связка «образование-промышленность» должна работать постоянно, т.к. запрос на профессии поступает именно от отрасли, и образованию необходимо на это адекватно и быстро реагировать.
При этом стоит отметить, что есть и положительные примеры эффективной деятельности по подготовке кадров и активного взаимодействия между компаниями, некоторыми учебными заведениями и их выпускниками.
О таком сотрудничестве рассказал директор ГБПОУ города Москвы «Образовательный комплекс градостроительства «Столица» Сергей Востриков: при Департаменте образования и науки города Москвы создано учебно-производственное объединение по производственной принадлежности, органом управления которого является Общественно-профессиональный совет. В него входят профессиональные организации, представители профильного департамента и предприятий партнеров. Только за последние три года на базе учреждения выпущено 650 специалистов по четырем профессиям мебельного производства и деревообрабатывающей промышленности.
Оценить эффективность подготовки кадров, по мнению г-на Вострикова, можно по трем показателям. Во-первых, трудоустройство выпускников. У учебного заведения есть несколько десятков партнёров-организаций, которые регулярно берут на производственные практики с дальнейшим трудоустройством студентов и вносят предложения по формированию контрольных цифр приема. Во-вторых, результаты участия в чемпионатах по стандартам WorldSkills и «Абилимпикс». В-третьих, независимая оценка квалификации студентов путём проведения государственной итоговой аттестации.
Еще одним успешным примером является сотрудничество компании SCM — одного из ключевых мировых производителей оборудования для мебельной и деревообрабатывающей промышленности и Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга «26 КАДР». Подробнее об этом рассказали генеральный директор «СЧМ Россия» Борис Чернышев и заведующий отделением «Реставрация и деревообработка» колледжа «26 КАДР» Дмитрий Тузов. На площадке учреждения в сентябре 2020 года открылась Академия Цифровых Мебельных Технологий — образовательный центр, который позволяет молодым специалистам получить практические навыки работы на современном оборудовании с использованием отечественного программного обеспечения «Базис», а мастерам – повысить свой профессиональный уровень. Эта структура будет ориентироваться не только на основные образовательные программы, но и предлагать рынку короткие программы переподготовки и повышения квалификации специалистов в рамках созданной компетенции «Мастер участка мебельного производства». Такое короткое обучение рассчитано на 256 часов, 4 модуля, и каждый обучающийся может выбрать интересующий его модуль или сразу все и таким образом повысить свою квалификацию в этом направлении или освоить новую профессию. Выбор такой общей компетенции не случаен, поскольку сейчас на рынке, особенно среди малого и среднего бизнеса, востребованы универсальные специалисты, которые должны обладать общими знаниями и понимать процесс производства мебели в целом — от создания проекта в современном ПО до работы на оборудовании.
Уже сейчас можно говорить о востребованности данной программы обучения. И яркий показатель этому, что даже в рамках отраслевого чемпионата по стандартам WorldSkills – WoodworkingSkills, прошедшего в те же дни на выставке, наибольшее количество участников было представлено именно в рамках компетенции «Мастер участка мебельного производства».
Вообще о WorldSkills и участии в чемпионатах по стандартам WorldSkills говорили многие участники совещания. Это отличная возможность для молодых ребят проверить свои навыки на уровне мировых профессионалов, развиваться и совершенствоваться в своих специальностях.
Но и здесь не обходится без трудностей. Тему участия в чемпионатах по стандартам WorldSkills продолжила директор ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – техникум имени С.П. Королёва» Ираида Ласкина. Спикер предложила подумать над возможностью увеличения финансирования при подготовке к соревнованиям. В первую очередь – обеспечить необходимым оборудованием площадки для подготовки ребят. Ведь стоимость оборудования одного рабочего места обходится в несколько миллионов рублей, а учить делать мебель или обрабатывать древесину без современных станков и инструментов просто нельзя, если мы рассчитываем получить на выходе из учебного заведения грамотного и востребованного специалиста. Кроме того, по мнению спикера, необходимо оптимизировать перечень профессий лесного комплекса, а также синхронизировать профессиональные и образовательные стандарты путём создания актуальных современных учебных пособий. Здесь особенно будет кстати помощь представителей бизнеса, производителей и поставщиков оборудования, поскольку именно они обладают знаниями и представлениями о современных технологиях.
Но начинать вести индивидуальную профориентационную работу стоит уже со школьной скамьи, поделился своим мнением во время совещания директор департамента по лесопромышленному комплексу Костромской области Геннадий Юрзов. Эффективная работа со школьниками позволит выпускникам, не выезжая из родного региона, находить востребованную и достойно оплачиваемую работу.
Только так: при комплексном подходе, взаимодействуя с будущими специалистами лесной отрасли разных возрастов и на разных этапах их роста, в постоянном контакте образования, промышленности и бизнеса и ответственных ведомств и органов власти можно преодолеть эту важнейшую проблему кадрового обеспечения лесной отрасли и вывести ее на совершенно иной уровень!