1. Необходимо связать в единой государственной информационной системе все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов. От заготовки на делянке с фиксацией движения заготовленного объема на склады. «Мы учли предложения коллег из ФСБ о том, что к таким складам нужно установить требования, в том числе по обязательной видеофиксации движения транспортных средств и грузопотоков» - подчеркнула Виктория Абрамченко. После склада в системе должно фиксироваться перемещение этого объема на производство и на реализацию, в том числе на экспорт. В случае если в дальнейшем на любом последующем шаге система не имеет подтверждение легальности происхождения древесины, сделки блокируются. Если легальность не подтверждается - реализация древесины невозможна.
2. Эта же система должна обеспечить ведение электронного государственного лесного реестра по единым для всей страны правилам руками уполномоченного федерального органа. Там должны быть количественные, качественные и пространственные характеристики, как земель лесного фонда, так и леса. В качестве быстрых результатов предлагается на первом шаге параллельно с созданием большой информационной системы в существующей ЛесЕГАИС уже сейчас внедрить такую прослеживаемость с обязательным подключением таможни и правоохранительных органов. А на втором шаге – обеспечить ведение государственного лесного реестра.
3. Весь лес, заготовленный в рамках санитарных рубок, также фиксировать в системе с подтверждением разрешенного объема и места заготовки с обязательной реализацией через биржу. Доход от этих операций должен поступать в региональные учреждения, в том числе на цели лесовосстановления и охраны лесов. Сегодня это добровольное решение губернаторов. Механизм реализации древесины через биржу работает в 17 субъектах Российской Федерации.
4. Техника, которая работает в лесу, также должна быть легализована. Через ГЛОНАСС и обязательную регистрацию в отраслевой информационной системе. Нелегально работающая лесозаготовительная техника должна изыматься.
5. Должен быть введен федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины, как полномочие соответствующего федерального органа. При этом в существующей управленческой вертикали федеральных органов исполнительной власти надзором должна заниматься служба, а не агентство. Целесообразно преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства в такую службу.
6. Для реализации запрета вывоза кругляка нужно немного времени. «Президент нам поручил обеспечить реализацию его решения с 1 января 2022 года», - напомнила вице-премьер. Нужно, чтобы небольшие компании, для которых лес является единственным источником дохода, успели выйти из тени и с разумной государственной поддержкой смогли наладить переработку древесины. Для этого Виктория Абрамченко предложила задействовать ресурсы Фонда развития промышленности для финансирования проектов глубокой переработки.
7. Необходимо обустройство пунктов пропуска в соответствии с мировыми стандартами. В первую очередь это касается железнодорожных пунктов пропуска, через которые убывает 53% от общего количества экспортируемого леса и лесоматериалов.
8. В последние годы экспорт леса и лесоматериалов вырос с 34 млн тонн в 2014 году до 41 млн тонн в 2019. Вместе с тем следует признать, что основная доля этого объема - это около 85% составляет продукция с низкой добавленной стоимостью - кругляк, лесоматериалы полученные распиловкой и топливная древесина. В настоящее время как высококачественные струганные лесоматериалы так и грубообработанные относятся к одной товарной позиции. Это знаменитый код 44 07 ТН ВЭД. Вывозная таможенная пошлина в отношении них с 2016 года обнулена. И 97% таких лесоматериалов, вывозимых за рубеж, имеют грубую обработку. И только 3% - это струганые или шлифованные пиломатериалы. В результате произошло снижение поступления экспортных платежей в бюджет РФ с 15 млрд в 2016 году до 11 млрд в 2019. Для решения этой проблемы и стимулирования бизнеса к поставкам за рубеж лесоматериалов с более высоким уровнем добавленной стоимости необходимо обеспечить детализацию кодов группы 44 07 в целях объективного разделения лесоматериалов, полученных распиловкой на коды более точно отражающие уровень переработки леса. Одним из критериев является влажность вывозимых материалов, которая для наиболее качественной сухой продукции не должна превышать 22%. Данный параметр может быть использован для детализации классификации пиломатериалов группы 44 07 с целью установления ставок вывозных пошлин сырых лесоматерилов. Данные меры будут стимулировать лесопромышленников к организации более глубокой переработки леса и лесоматериалов на территории России и экспорту готовой продукции.
9. Нужно обеспечить справедливый доступ к сырьевой базе, то есть к лесным ресурсам. Лесопромышленники жалуются, по словам вице-премьера, на невозможность получить лесные участки для развития инвестиционных проектов в регионах. Зафиксированы случаи закрепления наиболее востребованных лесных участков аффилированным с региональными структурами лицам, а проблема усугубляется, если к реализации планируется межрегиональный инвестиционный проект.
По ее словам, предлагается пересмотреть правила предоставления таких лесных участков и одновременно проверить ранее заключенные договоры аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. С нарушителями предлагается договоры расторгать, а новые договоры на заготовку древесины заключать с компаниями, имеющими мощности по переработке древесины.
10. Кроме того, все, что можно было заготовить быстро и с минимальными издержками, уже срубили. Наш лес растет медленно, но его еще и не восстанавливают в необходимом объеме. Те объемы лесозаготовки, которые выделяются сейчас, находятся в труднодоступных территориях, а на Дальнем Востоке еще и со сложным рельефом. Растут издержки и на заготовку, и на транспортировку, поэтому у бизнеса есть запрос к государству о помощи в строительстве инфраструктуры для новых ЦБК на территории Сибири и Дальнем Востоке, а также строительстве лесных дорог.
11. Еще два направления требуют системного подхода — лесоустройство, которое предлагаем вернуть на федеральный уровень, и лесовосстановление, которым на постоянной основе в рамках приносящей доход деятельности нужно разрешить заниматься региональным учреждениям.
«Кроме того, мы хотим возродить питомники в каждом регионе. Помощь регионам в этом планируем оказать в рамках нацпроекта «Экология», - пообещала вице-премьер. - При чем заниматься питомниками также предлагаем региональным учреждениям».
12. Кроме экспортного потенциала отечественной лесной промышленности Виктория Абрамченко предложила обратить внимание на внутренние потребности страны и обеспечить стимулирование внутреннего спроса на продукцию лесной отрасли, в первую очередь, в строительном комплексе, за счет инструментов развития ипотечного кредитования для деревянного домостроения и программы расселения граждан из аварийного фонда.
«Мы специально встречались с банковским и строительным сектором, с государственными регуляторами и хозяйствующими субъектами, которые готовы участвовать в этой работе. По итогам этих встреч у нас есть надежда что буксующий много лет вопрос деревянного домостроения получит новый импульс. Качество жизни россиян должно повышаться, в том числе за счет «зеленых технологий» таких как деревянное домостроение» - отметила Виктория Абрамченко.
13. В заключении своего выступления вице-премьер затронула вопрос сохранения кадрового потенциала в отрасли. Вопрос этот, по ее словам, является главной задачей. Если не будет специалистов-лесников на земле, у нас ничего не получится. Государство должно обеспечить защиту таких людей и гарантировать им достойную заработную плату.