В лесу грядут перемены

21 октября в рамках «Правительственного часа» на заседании Совета Федерации вице-премьер Виктория Абрамченко представила вниманию сенаторов ключевые предложения по развитию лесного комплекса страны.
предложение Абрамченко по развитию лесного комплекса
Прежде всего вице-премьер отметила, что развитие лесопромышленного комплекса страны в Правительстве Российской Федерации считают сейчас приоритетным направлением в работе. Лесной комплекс объединяет и лесное хозяйство за которое отвечает Министерство природных ресурсов и экологии, и лесную промышленность за которую отвечает Минпромторг. Над совершенствованием этих двух направлений, подчеркнула Виктория Абрамченко, работали одной командой со всеми профильными ведомствами, силовым блоком и Федеральным Собранием.

Важным этапом для отрасли, по словам вице-премьера, стало проведенное Президентом в конце сентября совещания по декриминализации и развитию лесного комплекса, где принято историческое решение по запрету экспорта кругляка и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород.
Во исполнение поручений главы государства Правительством 1 октября утвержден План мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, в котором в том числе учтены предложения Совета Федерации. В рамках этого плана предстоит принять 13 федеральных законов. И большая часть из них требует принятия либо в осеннюю сессию этого года, либо в весеннюю сессию следующего.

По словам вице-премьера, в лесном хозяйстве одной из основных проблем остается нелегальная заготовка древесины.

Это происходит потому, что никто сегодня не сопоставляет объем заготовленной древесины и право на ее заготовку на конкретной делянке. Продать можно любой объем, не подтверждая легальность его происхождения. Еще один аспект: у нас практически нет единого государственного реестра. Государство немного знает о таком объекте управления как лес. Хотя в силу прямого указания в федеральном законе это федеральная собственность. Кроме того, у государства фактически нет надзорных функций. В лесном комплексе ключевая роль у регионов. Регионы в силу полномочий, переданных из федерального центра отвечают за все - от распоряжения лесными участками, заключения сделок с древесиной, ведения лесного реестра до надзора, лесной охраны и защиты лесов, при этом не получая необходимого финансирования из федерального центра. Таким образом, в одних руках сосредоточены такие функции, как распоряжение лесом, как сырьевой базой для лесной промышленности, и полномочия по надзору за соблюдением требований выполнения лесного законодательства. Такое совмещение на практике уже привело к конфликту интересов. Для решения этих предлагаются конкретные шаги.

Предложения Виктории Абрамченко по развитию лесного комплекса

1. Необходимо связать в единой государственной информационной системе все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов. От заготовки на делянке с фиксацией движения заготовленного объема на склады. «Мы учли предложения коллег из ФСБ о том, что к таким складам нужно установить требования, в том числе по обязательной видеофиксации движения транспортных средств и грузопотоков» - подчеркнула Виктория Абрамченко. После склада в системе должно фиксироваться перемещение этого объема на производство и на реализацию, в том числе на экспорт. В случае если в дальнейшем на любом последующем шаге система не имеет подтверждение легальности происхождения древесины, сделки блокируются. Если легальность не подтверждается - реализация древесины невозможна.

2. Эта же система должна обеспечить ведение электронного государственного лесного реестра по единым для всей страны правилам руками уполномоченного федерального органа. Там должны быть количественные, качественные и пространственные характеристики, как земель лесного фонда, так и леса. В качестве быстрых результатов предлагается на первом шаге параллельно с созданием большой информационной системы в существующей ЛесЕГАИС уже сейчас внедрить такую прослеживаемость с обязательным подключением таможни и правоохранительных органов. А на втором шаге – обеспечить ведение государственного лесного реестра.

3. Весь лес, заготовленный в рамках санитарных рубок, также фиксировать в системе с подтверждением разрешенного объема и места заготовки с обязательной реализацией через биржу. Доход от этих операций должен поступать в региональные учреждения, в том числе на цели лесовосстановления и охраны лесов. Сегодня это добровольное решение губернаторов. Механизм реализации древесины через биржу работает в 17 субъектах Российской Федерации.

4. Техника, которая работает в лесу, также должна быть легализована. Через ГЛОНАСС и обязательную регистрацию в отраслевой информационной системе. Нелегально работающая лесозаготовительная техника должна изыматься.

5. Должен быть введен федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины, как полномочие соответствующего федерального органа. При этом в существующей управленческой вертикали федеральных органов исполнительной власти надзором должна заниматься служба, а не агентство. Целесообразно преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства в такую службу.

6. Для реализации запрета вывоза кругляка нужно немного времени. «Президент нам поручил обеспечить реализацию его решения с 1 января 2022 года», - напомнила вице-премьер. Нужно, чтобы небольшие компании, для которых лес является единственным источником дохода, успели выйти из тени и с разумной государственной поддержкой смогли наладить переработку древесины. Для этого Виктория Абрамченко предложила задействовать ресурсы Фонда развития промышленности для финансирования проектов глубокой переработки.

7. Необходимо обустройство пунктов пропуска в соответствии с мировыми стандартами. В первую очередь это касается железнодорожных пунктов пропуска, через которые убывает 53% от общего количества экспортируемого леса и лесоматериалов.

8. В последние годы экспорт леса и лесоматериалов вырос с 34 млн тонн в 2014 году до 41 млн тонн в 2019. Вместе с тем следует признать, что основная доля этого объема - это около 85% составляет продукция с низкой добавленной стоимостью - кругляк, лесоматериалы полученные распиловкой и топливная древесина. В настоящее время как высококачественные струганные лесоматериалы так и грубообработанные относятся к одной товарной позиции. Это знаменитый код 44 07 ТН ВЭД. Вывозная таможенная пошлина в отношении них с 2016 года обнулена. И 97% таких лесоматериалов, вывозимых за рубеж, имеют грубую обработку. И только 3% - это струганые или шлифованные пиломатериалы. В результате произошло снижение поступления экспортных платежей в бюджет РФ с 15 млрд в 2016 году до 11 млрд в 2019. Для решения этой проблемы и стимулирования бизнеса к поставкам за рубеж лесоматериалов с более высоким уровнем добавленной стоимости необходимо обеспечить детализацию кодов группы 44 07 в целях объективного разделения лесоматериалов, полученных распиловкой на коды более точно отражающие уровень переработки леса. Одним из критериев является влажность вывозимых материалов, которая для наиболее качественной сухой продукции не должна превышать 22%. Данный параметр может быть использован для детализации классификации пиломатериалов группы 44 07 с целью установления ставок вывозных пошлин сырых лесоматерилов. Данные меры будут стимулировать лесопромышленников к организации более глубокой переработки леса и лесоматериалов на территории России и экспорту готовой продукции.

9. Нужно обеспечить справедливый доступ к сырьевой базе, то есть к лесным ресурсам. Лесопромышленники жалуются, по словам вице-премьера, на невозможность получить лесные участки для развития инвестиционных проектов в регионах. Зафиксированы случаи закрепления наиболее востребованных лесных участков аффилированным с региональными структурами лицам, а проблема усугубляется, если к реализации планируется межрегиональный инвестиционный проект.

По ее словам, предлагается пересмотреть правила предоставления таких лесных участков и одновременно проверить ранее заключенные договоры аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. С нарушителями предлагается договоры расторгать, а новые договоры на заготовку древесины заключать с компаниями, имеющими мощности по переработке древесины.

10. Кроме того, все, что можно было заготовить быстро и с минимальными издержками, уже срубили. Наш лес растет медленно, но его еще и не восстанавливают в необходимом объеме. Те объемы лесозаготовки, которые выделяются сейчас, находятся в труднодоступных территориях, а на Дальнем Востоке еще и со сложным рельефом. Растут издержки и на заготовку, и на транспортировку, поэтому у бизнеса есть запрос к государству о помощи в строительстве инфраструктуры для новых ЦБК на территории Сибири и Дальнем Востоке, а также строительстве лесных дорог.

11. Еще два направления требуют системного подхода — лесоустройство, которое предлагаем вернуть на федеральный уровень, и лесовосстановление, которым на постоянной основе в рамках приносящей доход деятельности нужно разрешить заниматься региональным учреждениям.

«Кроме того, мы хотим возродить питомники в каждом регионе. Помощь регионам в этом планируем оказать в рамках нацпроекта «Экология», - пообещала вице-премьер. - При чем заниматься питомниками также предлагаем региональным учреждениям».

12. Кроме экспортного потенциала отечественной лесной промышленности Виктория Абрамченко предложила обратить внимание на внутренние потребности страны и обеспечить стимулирование внутреннего спроса на продукцию лесной отрасли, в первую очередь, в строительном комплексе, за счет инструментов развития ипотечного кредитования для деревянного домостроения и программы расселения граждан из аварийного фонда.

«Мы специально встречались с банковским и строительным сектором, с государственными регуляторами и хозяйствующими субъектами, которые готовы участвовать в этой работе. По итогам этих встреч у нас есть надежда что буксующий много лет вопрос деревянного домостроения получит новый импульс. Качество жизни россиян должно повышаться, в том числе за счет «зеленых технологий» таких как деревянное домостроение» - отметила Виктория Абрамченко.

13. В заключении своего выступления вице-премьер затронула вопрос сохранения кадрового потенциала в отрасли. Вопрос этот, по ее словам, является главной задачей. Если не будет специалистов-лесников на земле, у нас ничего не получится. Государство должно обеспечить защиту таких людей и гарантировать им достойную заработную плату.
Напомним, ранее проблему кадрового обеспечения отрасли обсудили на круглом столе Комитета СФ по аграрно-промышленной политике и природопользованию. Подробнее
После выступления Виктория Абрамченко ответила на многочисленные вопросы сенаторов, которые касались финансирования отрасли, работ по лесоустройству, пожарной ситуации, восстановления лесов и не только.

Так, например, отвечая на вопрос о лесных пожарах, Виктория Абрамченкоподелилась, что на сегодняшний день, несмотря на непростое для бюджетных корректировок время, достигнута договоренность с Минфином России о выделении 5 млрд рублей на создание лесопожарного центра "Север" для зон контроля в северных регионах страны: Саха, Якутия, Красноярский край - наиболее горимые и и трудные для тушения с точки зрения применения авиационной техники, и с точки зрения личного состав. Такой шаг поможет эффективнее бороться с возгораниями на труднодоступных и удаленных территориях. Также это поможет закупить необходимую технику, дозагрузив отечественные мощности (планируется приобретение порядка 6 вертолетов М-6 и легкомоторных самолетов) и привлечь к работе порядка 300 человек личного состава для обеспечения функционирования центра.

Естественно, вызвал вопросы и запрет на экспорт древесины. Поскольку полностью он будет введен только с 2022 года, уже сейчас, по словам вице-премьера, предложен запрет той самой лазейки, которая существовала по влажности, когда для вида обработанные лесоматериалы попадали под нулевую пошлину. И таким образом и выходит перекос: действительно, кругляк все меньше вывозится, а вот такие грубообработанные материалы все больше. Соответственно, уже сейчас Правительство сосредоточено на принятии актов, которые разделят упомянутый выше код 44 07 по влажности: до 22% и выше.

Вспомнили сенаторы и предложение Владимира Путина в рамках совещания 30 сентября ввести должность главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту РФ. Виктория Абрмченко ответила на вопросы, когда будет создан данный институт, каковы будут его полномочия и функции в субъекте РФ:

«Мы планируем с профильным ведомством, с Рослесхозом, введение такого института на постоянной основе, благодаря преобразованию агентства в службу, с 1 января 2022 года, - сказала вице-премьер. - НО при этом договорились с коллегами, что можно ввести такую должность уже сейчас в центральном аппарате Агентства по территориям, где объемы нелегальной рубки наиболее высокие. Это 5 субъектов РФ, где такая должность может быть введена уже сейчас в 2021 году. Этот вопрос уже прорабатывается с исполнительной властью в регионах».

По итогам обсуждения сенаторы приняли за основу проект Постановления Совета Федерации «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства».
21 октября 2020

Автор: PR-агентство MediaWood по материалам Совета Федерации
Фото: Пресс-служба Совета Федерации