15 мыслей Всероссийской конференции производителей мебели

V Всероссийская конференция производителей мебели прошла 19 июня в Москве. На мероприятии, организованном Ассоциацией предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, обсудили животрепещущие отраслевые темы, связанные с логистикой, тарифным регулированием, ценообразованием и освоением новых экспортных рынков. По итогам встречи PR-агентство MediaWood по традиции делится подборкой озвученных участниками мыслей и мнений.
конференция по лесозаготовке в Санкт-Птербурге
1
Рынок заёмных средств будет трансформироваться, изменениям подвергнутся и биржевые процессы. Для того чтобы инвестиции были поддержаны, стоит налаживать корпоративные цепочки: например, производителям фанеры самим договариваться напрямую с поставщиками химии.
2
Мебельная индустрия, как подотрасль ЛПК, максимально далека от лесного сырья, но связана с ним. Есть мысль в текущих сложных финансовых условиях получить дополнительное кредитное финансовое плечо для дальнейшего развития через введение в экономический оборот лесных участков, в том числе с возможностью включения их в залог при привлечении заёмного финансирования. Лесной ресурс может дать всей отрасли принципиально новые экономические возможности без использования бюджетных средств. Но ни один из проектов не получит дешёвых денег без чёткого понимания государством обратного кеш-потока, а мебельная отрасль к этому потоку расположена ближе всего. Эта обсуждаемая модель предполагает объединение лесозаготовителей, производителей фанеры, плит и мебели для реализации инвестпроектов. Если эта новая финансовая модель подотрасли и всего ЛПК будет принята, то станет драйвером для развития инструментов финансирования предприятий.
3
Логистика: ситуация с автомобильными перевозками относительно стабилизировалась, чудовищные ставки на морские перевозки, несравнимые со ставками, например, из стран Восточной Европы в Юго-Восточную Азию, несколько снизились, главной проблемой остаются ржд-перевозки. Долгий срок рассмотрения заявок на перевозку груза, простой вагонов неделями из-за «пропускания вперёд» более приоритетных для РЖД грузов, чем отправки продукции деревообрабатывающей отрасли, долгий срок поставки – самые распространённые проблемы, с которыми приходится сталкиваться представителям российского ЛПК.

Производство фанеры

4
Для фанерной отрасли 2023 год стал антирекордом. В сравнении с 2021 годом этот рынок упал на 30%. Это связано с потерей экспортных рынков, в то время как ранее 2/3 фанерной продукции уходили на экспорт.
Сейчас наблюдается небольшой рост производства: в первом квартале 2024 объём увеличился на 17%, в апреле увеличился ещё на 7%. Но при этом растёт и себестоимость производства. Причины две – сырьё и химия:
5
Объём заготовки хвойной и лиственной древесины за 2022-2024 год сократился на 20%, и в 2024 роста не наблюдается. При наметившемся росте производства фанерным комбинатам не хватает сырья, а объёмы экспорта фанкряжа в Китай растут. Так же как и цены на внутреннем рынке: с января 2023 года по апрель 2024 цены увеличились более чем на 66%.
6
В первом полугодии 2024 года цена на фенол (основная составляющая смолы, используемая для склеивания фанеры) выросла на 40%. Это влияет на рост цены самой фанеры.

Производство древесных плит

7
По древесным плитам ситуация более оптимистична. По итогам 1 квартала 2024 года показатели по ДСП выросли на 13%. Здесь, в отличие от фанеры, рынок поставки остался неизменным – в основном это страны СНГ.
8
Производство ДВП ещё не отыграло 2023 год, но на начало 2024 году уже наблюдается прирост на 31% в первом квартале. И, вероятно, рост продолжится, если сохранится высокий спрос на мебель.

Производство мебели

9
За 2023 год мебельный рынок показал рост, потому плач Ярославны со стороны предприятий бессмыслен, а вопрос об уплаченных налогах у государства может возникнуть. И любые попытки выйти из контура и применять недостойные схемы в эти непростые времена будут преследоваться.
10
В структуре лесопромышленного комплекса России производство мебели выходит на первое место по финансовым показателям. Однако изменилась потребительская корзина: покупатели стали предпочитать более низкий ценовой сегмент. В связи с этим условные единицы мебели стали стоить дешевле. При этом официальная статистика говорит, что в натуральном выражении производить стали больше, тогда как в отрасли отмечают, что последние четыре года в штуках роста нет. С официальной статистикой солидарны производители плит, поставляющие свою продукции в соответствующих объёмах на мебельные фабрики.
11
Общемировой рынок мебели потерял в 2023 году 7%, Европа пострадала сильнее, а российский рынок вырос на 37%.
12
Внутренний мебельный рынок трансформировался. Прирост продаж во многом обусловлен онлайн-продажами и торговлей продукцией на маркетплейсах. «Леруа Мерлен» вышел на первое место по продажам кухонь.
13
В 2023 году Италия и Германия нарастили поставки мебели в Россию, отечественные производители мебели вновь просят ввести пошлину на импортные поставки.
14
Экспорт мебели невозможен. Европа закрыта к поставкам из России, в Азию и дружественные страны поставлять можно, но почти не решаемая проблема с оплатой. В большинстве дружественных стран существует таможенная пошлина 40-60% на ввоз мебели. Постоянно растущие транспортные расходы не позволяют конкурировать с другими странами.

Вместо заключения…

15
Важно увидеть окна возможностей для развития промышленности на территории России, в том числе осваивать отечественное станкостроение и налаживать связь с дружественными и ранее неосвоенными странами.
В конференции приняли участие представители Минпромторга России, представители ведущих мебельных и деревообрабатывающих предприятий России, среди которых ГК «Свеза», ГК «Ангстрем», «Алмаз» («Любимый дом»), «ЭГГЕР», «Ультрадекор ГМХ», Kastamonu и др.

Мероприятие прошло на площадке Цифрового мебельного форума, организованного компанией LIGA.
25 июня 2024 года

Автор: MediaWood по выступлениям и материалам участников конференции
Фото: MediaWood