Лёд тронулся. Впереди большая работа по развитию лесного комплекса

Совет Федерации принял Постановление №475-СФ от 3 ноября 2020 года «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства», нацеленное на декриминализацию и развитие лесного комплекса России.
постановление совета федерации по лесному комплексу
491-е заседание Совета Федерации
«Проект документа принят за основу ещё на прошлом заседании СФ с участием вице-премьера Виктории Абрамченко, но по его итогам был доработан с учётом предложений сенаторов, субъектов РФ и профильных министерств», – пояснил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров. Именно комитет отвечал за подготовку и парламентского часа с участием вице-премьера, и самого проекта Постановления.
«Документ согласован с Правительством РФ. Наши рекомендации тесно связаны с правительственным Планом мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, принятым в соответствии с поручениями Президента России, и данными на совещании 29 октября 2020 года», - отметил законодатель. Отдельно он подчеркнул, что документ высоко оценивается профессиональным сообществом.

«Принятое Постановление стало итогом серьёзной и многолетней работы, - прокомментировала сенатор, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, председатель Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при Комитете Татьяна Гигель. – Всё время работы нашего ЭКСа при Комитете, а это более 5 лет, мы занимаемся вопросами лесного комплекса. Но самыми активными стали последние 3 года, благодаря вниманию к проблемам отрасли и Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, и членов Правительства Российской Федерации, и лично вице-премьера Виктории Абрамченко, и самого Президента Владимира Владимировича Путина. И сегодня точно можно сказать, что нас, профессиональное сообщество, услышали! Согласно Постановлению, отрасль будет рассматриваться в комплексе – мы очень долго к этому шли! Отрадно, что все рекомендации Экспертно-консультативного Совета включены в текст Постановления. Но самое главное то, как воспринимает само профессиональное сообщество проделанную работу. И общее мнение специалистов – лёд тронулся!».

«Сложно выделить ключевые моменты документа, что в нем самое значимое, – отметила Татьяна Гигель, – ведь каждый пункт и абзац отражает конкретную проблему в той или иной отрасли ЛПК: от лесного хозяйства до переработки древесины. Важно, что документ определяет основу основ – кадровую политику. Кроме этого, поднят важнейший вопрос финансирования – пересмотра требует методика расчёта выделений финансовых средств на распределение полномочий, особенно в лесном хозяйстве. А введение запрета на вывоз круглого леса просто обязывает (и это учтено в Постановлении) принимать решения по поддержке и финансированию глубокой переработки древесины, которая даст и дополнительную добавленную стоимость, и дополнительный доход, и дополнительные рабочие места».

Необходимо понимать, что такое объёмное Постановление включает в себя все направления ЛПК: и лесохозяйственную отрасль, и лесозаготовительную, и деревообрабатывающую промышленность, и отечественное машиностроение, а также науку и многое другое, однако учтены далеко не все проблемы, существующие в лесном комплексе. «По большому счету работа только начинается, – подчёркивает сенатор. – Теперь самое важное – держать реализацию этого Постановления на контроле. И именно такую задачу мы ставим перед собой в Экспертно-консультативном Совете, состав которого, к слову, был на днях актуализирован и утвержден Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. В обновленный Совет вошли руководители лесохозяйственных организаций и лесопромышленных предприятий, представители ТПП, профессионально-общественных союзов и объединений, научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений из разных регионов России. И это всё серьёзные профессионалы и эксперты в своем деле, в своих отраслях ЛПК. Планируем в рамках Совета работать над каждым направлением отдельно. Считаю, что «дорожная карта» по реализации Постановления должна быть составлена для каждого отдельно».

В качестве примера такого скрупулезного и внимательного рассмотрения каждой проблемы или задачи сенатор привела одно из последних мероприятий Совета Федерации совместно с ТПП РФ — Круглый стол по кадровому обеспечению лесного комплекса, в рамках которого были намечены конкретные шаги по преодолению существующего дефицита кадров и причин его возникновения. Мероприятие вызвало широкий общественный отклик, и уже на осеннюю сессию, в декабре, на одном из заседаний Комитета запланировано рассмотреть вопросы по науке, машиностроению и лесохозяйственному блоку. «Мы начинаем именно с лесохозяйственного блока, поскольку он лежит в основе всего ЛПК, от его состояния зависят все остальные отрасли и их экономика», - объяснила руководитель ЭКС.

А вот по вопросам машиностроения уже даже сделан первый шаг: Татьяна Гигель выступила на парламентских слушаниях по вопросам отечественного машиностроения в сельском хозяйстве. По мнению сенатора, это комплексная проблема отечественного станкостроения: и если в АПК износ техники составляет от 67 до 86%, то в ЛПК он уже давно достиг 100% и более. Поэтому важно рассматривать тему машиностроения в комплексе, взяв под кураторство и «лесное» направление.

«Серьезная, масштабная работа уже проделана, но ещё большее предстоит. По факту, с принятием Постановления самое важное только начинается! Но учитывая такое внимание к отрасли и со стороны общественности, и со стороны государства, уверена, что лесной комплекс вновь займёт достойное место в экономике Российского государства!» - заключила сенатор.

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства»

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко о мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Россия — одна из крупнейших лесных держав, на территории которой расположена пятая часть всех лесов планеты. По запасам лесных ресурсов Российская Федерация в 2 раза превосходит США и занимает второе место после Бразилии. При этом доля продукции лесного комплекса в валовом внутреннем продукте по итогам 2019 года составила 0,74 процента, что в 10 раз ниже, чем в США, и в 1,5 раза ниже, чем в Бразилии.

Между тем лесное хозяйство - одна из важных, традиционных для нашей страны отраслей экономики.

В целях регулирования лесных отношений в 2007 году введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым полномочия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, контролю и надзору за их использованием были переданы субъектам Российской Федерации, получила развитие система арендных отношений.

Так, площадь участков, переданных в аренду в целях заготовки древесины, по сравнению с 2006 годом увеличилась более чем в 1,5 раза и в 2019 году составила 173 млн гектаров, объемы заготовки древесины выросли более чем в 1,3 раза и по итогам 2019 года составили 219 млн куб. метров.

С 2019 года реализуется федеральный проект «Сохранение лесов» национального проекта «Экология», финансирование которого на весь период реализации составляет 151 009,8 млн рублей. В рамках указанного проекта субъектами Российской Федерации закуплено более 5 тыс. единиц лесохозяйственной техники и оборудования, более 17 тыс. единиц лесопожарной техники и оборудования.

Вместе с тем основными причинами выбытия лесов по-прежнему остаются лесные пожары и незаконные рубки. Так, в 2019 году площадь, пройденная лесными пожарами, превысила 10 млн гектаров, а ущерб от них превысил 13,5 млрд рублей. Ущерб от незаконных рубок - более 12,5 млрд рублей. Фонд лесовосстановления в настоящее время составляет 35 млн гектаров.

В целом развитию лесной отрасли препятствует ряд системных проблем, в том числе отсутствие достоверной информации о состоянии лесных ресурсов, должного контроля за использованием лесов, их охраной, защитой и воспроизводством, низкая доходность лесного хозяйства, отсутствие развитой лесной инфраструктуры и труднодоступность части лесных ресурсов, недостаточная эффективность мер, направленных на повышение прозрачности оборота древесины, в частности недостатки функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), и другие.

Вопросам декриминализации лесной отрасли в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации уделяется особое внимание. На основании рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, изложенных в постановлении от 30 января 2019 года № 17-СФ «Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке», Правительством Российской Федерации доработан и 18 февраля 2019 года утвержден план мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины.

В 2019-2020 годах Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводятся проверки соблюдения порядка заключения и реализации договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины.

В 2019 году контрольные мероприятия проведены на территориях 64 субъектов Российской Федерации, проверено 4,6 тыс. договоров с объемом заготовки 190 млн куб. метров — три четверти расчетной лесосеки всех арендаторов страны.

Всего выявлено 3,5 тыс. нарушений, то есть фактически по каждому второму договору, из которых 280 требуют расторжения. Расторгнуто 34 договора аренды с расчетной лесосекой 2 млн куб. метров, на стадии рассмотрения в судах находятся исковые заявления еще по 13 договорам аренды (с расчетной лесосекой 0,8 млн куб. метров), а также формируются материалы для направления в судебные органы по 122 договорам аренды (с расчетной лесосекой 2,8 млн куб. метров). По итогам проведения контрольных мероприятий компетентными органами возбуждено 6 уголовных дел.

Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости реформирования системы управления лесным хозяйством.

В целях решения проблем лесной отрасли Правительством Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан и 1 октября 2020 года утвержден план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.

Кроме того, проводится работа по актуализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 года № 1989-р.

Лесной отрасли нужны новые ориентиры. Необходим комплексный подход к решению всех вопросов - от лесоустройства до производства продукции глубокой переработки древесины и ее дальнейшей реализации, развития смежных отраслей, в том числе биоэнергетики и деревянного домостроения.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко о мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в трехлетний период обеспечить разработку и реализацию комплекса следующих первоочередных мер, направленных на сохранение и приумножение лесов, развитие лесного комплекса, повышение доходности лесного сектора экономики, увеличение доли отечественной продукции лесного комплекса на мировом рынке:

1) подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, предусматривающие:

создание единой информационной системы лесного комплекса, обеспечивающей прослеживаемость оборота древесины от ее заготовки и переработки до реализации готовой продукции, в том числе до вывоза за пределы Российской Федерации в случае ее экспорта;

реформирование системы лесоустройства как основы учета, планирования, инвентаризации и оценки лесов с разграничением полномочий органов власти, закреплением функций по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральном уровне;

осуществление федерального государственного лесного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предусмотрев распространение федерального государственного лесного надзора на отношения в сфере транспортировки, хранения и переработки древесины;

разграничение полномочий по федеральному государственному лесному надзору и государственной лесной охране, включающей патрулирование лесов, а также распространение на работников государственной лесной охраны отдельных мер государственной защиты;

установление запрета на нахождение в лесу лиц с лесозаготовительной и лесовозной техникой без правоустанавливающих или разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений;

установление возможности безвозмездного изъятия лесозаготовительной и лесовозной техники, являющейся орудием незаконной рубки лесных насаждений и принадлежащей на праве собственности третьим лицам, определение условий такого безвозмездного изъятия;

уточнение критериев, определяющих основания для расторжения договора аренды лесного участка с арендатором, допустившим существенное нарушение лесного законодательства, и для заключения на новый срок договора аренды лесного участка без проведения торгов для лесопользователя, не допустившего существенных нарушений условий такого договора;

введение требования реализации на биржевых торгах древесины, полученной при рубках лесных насаждений в рамках выполнения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями мероприятий по сохранению лесов (за исключением реализации древесины для собственных нужд местного населения);

создание механизма экономической устойчивости отдельных типов государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за счет расширения перечня видов работ, выполняемых этими учреждениями в рамках приносящей доход деятельности;

развитие деятельности в области семеноводства, в том числе путем обеспечения функционирования лесного семеноводства как самостоятельного вида деятельности по производству семян и посадочного материала лесных растений отечественного происхождения;

совершенствование нормативно-правового регулирования в области создания и эксплуатации лесных дорог, введение механизмов софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного партнерства;

совершенствование использования лесов и нормативноправового регулирования в части определения права собственности на древесину, в том числе при использовании лесов, не связанном с ее заготовкой;

приведение действующих договоров аренды лесных участков в соответствие с утвержденными типовыми договорами;

наделение арендаторов лесных участков отдельными полномочиями по производственному контролю в области предупреждения, выявления и пресечения незаконных рубок лесных насаждений в границах лесных участков, предоставленных в аренду и (или) постоянное (бессрочное) пользование;

2) проработать вопрос об увеличении общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, до уровня, предусмотренного нормативами;

3) проработать вопрос о возможности установления целевого характера средств, поступающих в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде регулярных платежей за пользование лесными ресурсами, для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов;

4) разработать комплекс мер по поддержке работающих в лесном комплексе молодых специалистов, включая предоставление гарантии трудоустройства выпускникам образовательных организаций и выделение субсидий на строительство или приобретение жилья в сельской местности;

5) рассмотреть возможность использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации для погашения кредиторской задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской Федерации, образовавшейся в том числе в результате ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

6) рассмотреть вопрос актуализации профессиональных стандартов и образовательных программ, ориентированных на подготовку кадров в области лесного хозяйства;

принять меры, направленные:

на поддержку модернизации производства и создания мощностей для глубокой переработки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность по экспорту необработанной древесины;

на стимулирование перевода на биотопливо котельных, работающих на мазуте, в том числе путем предоставления субсидий в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению инновационных технологий;

на развитие деревянного домостроения, в том числе с использованием механизма субсидирования жилищных (ипотечных) кредитов на приобретение деревянных домов и предоставления льготных кредитов на приобретение жилья в сельской местности в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696;

на обеспечение доступности лесных ресурсов для населения, проживающего на депрессивных в экономическом развитии территориях;

8) утвердить новую Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года и план мероприятий по ее реализации, обеспечив участие в подготовке указанной Стратегии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и общественных природоохранных организаций;

9) разработать в том числе с учетом международной практики отечественную систему оценки законности происхождения лесоматериалов и продукции из древесины;

10) установить ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу или переработку круглого леса, за приобретение древесины без доказательств законности ее происхождения, в том числе без подтверждения наличия разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений;

11) рассмотреть предложения, предусматривающие:

определение размера расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов для осуществления заготовки древесины;

увеличение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при использовании лесов, в том числе за счет формирования системы рыночного ценообразования на лесные ресурсы, учитывающей динамику цен на древесину и изделия из нее на отечественном и мировом рынках, затраты лесопользователей, связанные с охраной, защитой и воспроизводством лесов;

оказание содействия отечественным предприятиям машиностроительной и станкостроительной промышленности в разработке и запуске в производство продукции для лесного комплекса, предусмотрев меры государственной поддержки организаций, приобретающих такую продукцию;

12) разработать предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», направленных на совершенствование механизмов взаимодействия уполномоченных органов государственной власти при выявлении пересечений установленных границ лесничеств или лесных участков и населенных пунктов;

13) подготовить предложения по нормативно-правовому регулированию перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в целях освоения месторождений урана.

3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона № 1021307-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности».

4. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации обратить особое внимание на соблюдение требований лесного законодательства, в частности на правомерность реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, назначения и проведения санитарных рубок, соблюдение особого правового режима в отношении защитных лесов, распоряжение землями лесного фонда.

5. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации продолжить работу:

по утверждению правил осуществления контроля за достоверностью сведений о незаконных рубках лесных насаждений, предоставляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;

по внесению в нормативные правовые акты изменений, предусматривающих соблюдение принципов непрерывного и неистощительного лесопользования в границах лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных по договорам аренды для заготовки древесины;

по изменению параметров расчета размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается.

6) Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части включения объектов создаваемой и (или) реконструируемой лесной инфраструктуры, объектов, обеспечивающих воспроизводство лесов (лесных селекционносеменоводческих центров, лесных питомников и других), в перечень объектов соглашения, в отношении которых возможно заключение соглашений о государственно-частном партнерстве.

7. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства:

1) провести совместно с органами государственной власти Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев, Архангельской и Иркутской областей в 2021 году в отношении земель лесного фонда на территориях указанных субъектов Российской Федерации эксперимент по осуществлению федерального государственного лесного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) разработать меры по стимулированию воспроизводства лесов, в том числе наиболее пострадавших от лесных пожаров и незаконных рубок, и поддержке организаций, осуществляющих деятельность по выращиванию посадочного материала лесных растений и в области лесного семеноводства;

3) рассмотреть возможность внесения изменений в Порядок определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 534, в части увеличения годового фонда оплаты труда работников, занятых в лесном хозяйстве, и доведения размера их среднемесячной заработной платы до уровня среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации;

4) представить предложения по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда;

5) рассмотреть вопрос о включении работ по осуществлению ухода за лесными культурами до перевода их в покрытую лесом площадь в перечень работ по лесовосстановлению;

6) ускорить разработку методических указаний по организации лесопожарных формирований с учетом лесопожарного зонирования лесов.

8. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства:

1) продолжить проведение надзорных мероприятий по проверке законности заключения договоров долгосрочной аренды лесных участков и соблюдения инвестиционных обязательств, предусмотренных конкурсными предложениями и договорами аренды лесных участков, заключенными ранее в целях заготовки древесины;

2) определить нормативы затрат на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 года № 1404 «Об утверждении Правил определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации», с учетом региональных особенностей.

9. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) завершить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах лесничеств, расположенных рядом с населенными пунктами, и обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в отношении населенных пунктов в части создания противопожарных разрывов, устройства противопожарных минерализованных полос и недопущения их застройки, предусмотрев финансирование указанных мероприятий при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

2) активизировать работу по строительству помещений (контор) лесничеств, принятию мер социальной подцержки государственных лесных инспекторов и сотрудников лесничеств (в том числе обеспечение их жилыми помещениями, повышение квалификации указанных специалистов) с включением этих мероприятий в региональные программы развития субъектов Российской Федерации;

3) провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в целях обеспечения мониторинга реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» и от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения».

10. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2021 года о реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении, и ходе реализации плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.

11. Комитету Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию проинформировать палату в период осенней сессии 2021 года о ходе реализации настоящего постановления.

112. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию.

13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Напомним, Постановление единогласно принято сенаторами 3 ноября в ходе 491-го заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Парламентский контроль за исполнением Постановления палаты будет осуществляться под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Воробьев.
5 ноября 2020 года

Источник: Экспертно-консультативный Совет по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Подготовлено: PR-агентство MediaWood
Фото: Совет Федерации