«Этот ожидаемый законопроект вызвал широкое обсуждение в отраслевых кругах. Над ним очень много работали: потребовалось немало времени, чтобы вникнуть и разобраться со всем объёмом предлагаемых изменений, – прокомментировала закон сенатор, председатель Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель. – Даже после принятия в первом и втором чтении законопроекта Государственной Думой продолжались дополнительные совещания, в том числе с представителями бизнеса. При этом необходимо понимать, что предложенные в законе требования и намерения направлены на исполнение поставленных Президентом задач, в соответствии с Перечнем его поручений от 06.11.2020 № Пр-1816 и постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 3 ноября 2020 года № 475-СФ
«О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства».
Принятый закон направлен на усиление контроля и надзора за деятельностью, связанной с использованием лесов и древесины – и в первую очередь речь идёт о контроле за происхождением древесины. Ранее эта сфера не регулировалась вообще, никогда не было выдвинуто требований в отношении легальности происхождения древесины. Первым шагом в этом направлении стал 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», принятый ещё 28 декабря 2013 года.
«С тех пор прошло 6 лет правоприменительной практики, – напомнила Татьяна Гигель, рассказав и о текущих нововведениях. – Мы проанализировали, как сработали положительные стороны закона, увидели отрицательные моменты и рассмотрели, что необходимо поправить. Всё это было учтено при подготовке законопроекта по нынешним масштабным поправкам в лесное законодательство, основная задача которых – сделать прозрачным весь оборот древесины: от происхождения и момента заготовки до переработки и реализации, в том числе на экспорт. Для этого, согласно новому закону, будет создана единая информационная система, в которой зарегистрируются абсолютно все участники отрасли. Там будут отражены все разрешительные и сопроводительные документы. Предлагается разработать и внести все разрешительные документы в единую электронную форму. Важно, что ранее этого не было. Также законопроект предусматривает введение данных лесоустройства и лесного хозяйства – это очень важно, особенно для бизнеса и органов госвласти. Обязательная регистрация в системе всех лесных складов, объектов перевозки, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины с обязательной регистрацией всех заключаемых договоров позволит отразить и проследить все этапы движения древесины и переходы её из одного этапа в другой. Такая прозрачность и прослеживаемость позволит блокировать любые операции — перевозки, сделки с древесиной, которые не стыкуются с информацией по количеству или по качеству заготовленных лесов и конечной продукции. То есть, если будет обнаружена любая недостоверная информация, все операции будут заблокированы. Эти меры позволят сделать прозрачными все этапы прохождения древесины».
Но здесь необходимо оговориться: закон заработает не сразу. В развитие его норм и в помощь его реализации потребуется подготовка, согласование и подписание более 27 подзаконных нормативных правовых актов – постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов Минприроды России, которые, к слову, уже готовятся.
Первым шагом к выполнению закона, цифровизации и созданию единой глобальной информационной системы лесной отрасли станет модернизация существующей системы ЛесЕГАИС.