По итогам обсуждения лесной отрасли с членами Совета Федерации Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минприроды, Минюсту, Минэкономразвития и Минфину России представить предложения об организации работы по подготовке новой редакции Лесного Кодекса РФ с указанием сроков выполнения работ, ответственных исполнителей, а также с учетом необходимости проведения общественного обсуждения проекта кодекса. Срок выполнения поручений - до 20 мая 2019 года. (текст резолюции от 19 февраля 2019 года № ДМ-П14-1185).
- Движения в сторону принятия нового Лесного Кодекса (существенных изменений старого) уже видны, поэтому скорее всего это произойдет, - считает
вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Костромской области Сергей Куликов. - Если говорить о необходимости этих изменений, то ведь, если бы все с текущим кодексом было хорошо, то не было бы всех этих эмоциональных обсуждений представителей разных сторон – арендаторов, чиновников, общественников. Сам я считаю изменения необходимыми.
- Действующий Лесной Кодекс начали критиковать еще до его появления. Его продолжили критиковать, как только он был подписан, и его не прекращали критиковать на протяжении всех этих 12 лет, - констатирует
генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов. - У большинства представителей лесного сообщества и бизнеса не возникает сомнений, что новый Лесной Кодекс необходим, но, прежде всего, нужно понять, какие задачи должен решать этот новый документ. Появилась Стратегия развития лесопромышленного комплекса РФ до 2030 года. Вот-вот будет утверждена дорожная карта по реализации этой Стратегии. Сейчас создать еще один закон, который обесценит два этих важнейших документа - нелогично. Конечно же, необходимо соблюсти все интересы бизнеса и государства, которые уже прописаны в Стратегии. Сегодня во многих пунктах лесного законодательства есть серьезные бреши. Много говорят и о проблеме законодательного обеспечения строительства лесных дорог и вообще развития лесной инфраструктуры, и о проблеме с законодательной поддержкой отраслевого образования и науки, и о сохраняющемся разрыве между интересами лесного хозяйства и интересами лесной промышленности. Безусловно, все эти моменты и, в первую очередь, особенно, последний, должны быть учтены при создании нового документа. Если при создании нового Лесного Кодекса соблюдать все эти нюансы, есть шанс получить ценнейший рабочий документ. Если нет... Сам же по себе новый кодекс не сделает лесное сообщество счастливее.
- Принятие Лесного кодекса – достаточно реальный, но в то же время трудоемкий процесс, включающий в себя несколько этапов, в т.ч. общественные слушания и обсуждения, - говорит
руководитель направления «Лесоуправление» компании «Свеза» Александр Протченко. - Если учесть, глубоко проработать и сбалансировать предложения и изменения от лесопромышленного бизнеса, прописать механизмы и правовое регулирование положений, то в итоге может получиться действенный и практический документ. Необходимость изменений в законодательстве в области лесных отношений давно назрела.
- Принятие нового Лесного Кодекса неизбежно и актуально, - уверен
руководитель дирекции по работе с государственными органами Segezha Group Николай Иванов. - Неслучайно, что на современном этапе в действующий Лесной Кодекс с определенной периодичностью вносятся важные поправки, отвечающие требованиям времени. Нужна новая кодификация лесного законодательства, ревизия всех подзаконных актов, принятых в развитие лесного комплекса, основ государственной политики в области охраны, защиты и воспроизводства лесов (РП РФ 1724-р от 26.09.2019), ряда других. Проект Кодекса должен разрабатываться в тесном сотрудничестве государственных ведомств и организаций с учетом мнения бизнес-сообщества, - как структур, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность, и непосредственно сталкивающихся с проблемами несовершенства некоторых нормативно-правовых актов, прямо влияющих на результаты финансово-экономической деятельности предприятий. С учетом сроков изучения предложений, выработки решений и принятия Стратегии развития лесной отрасли РФ до 2030 года, временной интервал от начала обсуждения первой редакции Кодекса до его окончательного утверждения Государственной Думой должен составлять не менее 2-х лет, поскольку новая версия документа и нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение Кодекса, должны как подготавливаться, так и утверждаться единовременно.
- Разработка нового Лесного кодекса – длительный процесс, с учетом мнений всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса, общественности, экологических организаций, вряд ли удастся ввести его в действие в этом году, - отмечает
г-н Протченко.
- На проблему лесного законодательства и необходимость его совершенствования вообще нужно смотреть шире, - подытоживает
г-н Иртуганов. - Мы по-прежнему занимаемся «латанием Тришкина кафтана»: где прореха – там и латаем, без соблюдения единой системы законодательной базы. Говорим отдельно о лесных дорогах, отдельно об образовании, отдельно о проблемах повышения ставок. А лесопромышленники по-прежнему остаются не защищенными от многих внешних факторов. Речь и про высокую стоимость перевозок, и про проблемы с ограничением предельно-допустимой массы транспортного средства, и про нехватку железнодорожного состава, и про недостаточную поддержку экспорта. Так вот первоочередной задачей должно быть не только написание нового Лесной Кодекса, а создание единой системы лесного законодательства!