Важным документом планирования и совершенствования отрасли стало
принятие в феврале этого года новой Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Она подготовлена с учётом национальных целей и стратегических задач, определённых указом Президента Российской Федерации, и предполагает цифровую трансформацию лесной отрасли.
Приоритетное внимание в Стратегии уделяется переориентации отрасли с экспорта необработанных лесоматериалов на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. На эти цели будут направлены мероприятия по совершенствованию инструментов господдержки, в том числе таможенно-тарифной политики, что должно стимулировать открытие новых предприятий и создание рабочих мест. Иными словами, реализация Стратегии должна способствовать повышению привлекательности условий для запуска крупных инвестиционных проектов.
Основой для реализации Стратегии должен стать План мероприятий. Как рассказала Татьяна Гигель, «в Совете Федерации все это время велась активная работа над проектом этого плана и в рамках рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства, и в рамках работы ЭКС по лесному комплексу». Был подготовлен пакет предложений и внесен в Правительство Российской Федерации.
«Часть наших предложений, касающихся лесопереработки, научного и кадрового обеспечения вошла в проект плана, – поделилась сенатор, – но, к сожалению, не все. В связи с этим Комитет направил в Минприроды свою позицию с предложением конкретизации мероприятий проекта Плана, целевых показателей их исполнения с использованием количественных и (или) качественных показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования, а также предложением согласования Плана мероприятий с основными «лесными» регионами страны, в которых лесной комплекс имеет приоритетное значение».Таким образом, Совет Федерации совместно с Правительством, федеральными органами власти, субъектами, научным и экспертным сообществом последовательно и системно работает над возрождением лесной отрасли. За минувший год проделана большая работа. Тем не менее, остаются вопросы, которые продолжают требовать особого внимания и системного подхода – это цифровизация, охрана лесов, лесовосстановление, продолжение работы по лесоустройству, проблемы лесных пожаров, утверждение новой Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ. Кроме того, скорейшего решения требуют задачи, связанные с развитием отделенных отраслей ЛПК и преодолением существующих в них проблем.