Уже сегодня в нашей стране действует ряд программ и механизмов поддержки, прямо или косвенно способствующих бóльшему применению древесины при строительстве. Так, например, рассказала директор Департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства РФ Ксения Шевёлкина, ещё в 2019 году утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (Постановление от 31 мая 2019 года №696). В рамках программы ряд мероприятий направлен, как на улучшение жилищных условий населения, так и на развитие инженерной, транспортной, муниципальной инфраструктуры в сельской местности. Также, по словам чиновницы, важным опорным инструментом является льготное кредитование жилья. Предусмотрено субсидирование кредитных организаций для предоставления гражданам ипотечных кредитов. В текущем году эта мера реализуется в 80 субъектах. Таким образом выдано 38 тыс. кредитов на постройку почти 2 млн кв.м жилья. Кроме этого, не первый год реализуются мероприятия по социальным выплатам на улучшение жилищных условий.
Однако необходимо отметить, что перечисленные меры направлены на решение жилищных проблем в целом, а не на строительство конкретно деревянных домов. Тем не менее, они могут придать импульс и для более широкого использования древесины на рынке жилья в сельской местности. А, как отметила Ксения Шевёлкина, синхронизация той же сельской ипотеки с механизмами поддержки в рамках постановления Правительства РФ №163 может существенно стимулировать спрос на деревянные дома.
Подробнее об этом документе, принятом в целях стимулирования спроса на отечественные дома заводского изготовления, рассказала представитель Минпромторга РФ Вера Хмырова. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 года №163 с изменения от 09 апреля 2020 года «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным на приобретение специализированной техники и деревянных домов» предусматривает субсидирование первоначального взноса на кредит на покупку деревянного дома заводского изготовления в размере 10% от стоимости дома. Предполагается, что покупатель обращается в банк за кредитом, и часть первоначального взноса за покупателя вносит банк, который, в свою очередь, после возведения дома обращается в Минпромторг за возмещением понесённых расходов. Компенсация предоставляется на дома стоимостью не более 3,5 млн руб. Размер запланированного государственного финансирования на 2021-2022 год составляет 360 млн руб.
Но, к сожалению, на практике у этой программы есть очень большая пробуксовка, отметила Вера Хмырова. Несмотря на то, что у банков в принципе есть к ней интерес, ни один не соглашается в ней участвовать. Невысокая активность банковского сектора по участию в программе обусловлена низкой прогнозируемой прибылью, отсутствием залога на изготовление домокомплекта и предполагаемыми, по мнению банков, рисками недостроя, особенностями и сложностями самого рынка ИЖС по сравнению с многоквартирным рынком.
О сложностях реализации, например, ипотеки в сельской местности рассказала и замдиректора Департамента жилищной политики Минстроя России Анна Апполонова. Проблемы, по её словам, касаются, в первую очередь, только строящихся объектов и связаны с недостаточной ликвидностью этих проектов и высокими издержками контроля целевого использования кредитных средств, а также качества строительства. Соответственно, банки вкладывают все эти риски в процентную ставку, и получается, что кредит на ИЖС обходится на 2-3% дороже. Для преодоления этих проблем – считают в Минстрое – необходимо принять рекомендательные стандарты кредитования ИЖС, которые позволят минимизировать риски и сформировать рынок стандартного ипотечного кредитования для ИЖС. Например, на основе стандартов, уже разработанных «ДОМ.РФ» и принятых ведомством в рамках федерального проекта «Жилье», имеет смысл сформировать реестр типовых проектов индивидуальных жилых домов, в том числе деревянных, произведённых фабричным способом предприятиями деревообрабатывающего комплекса. Это может стать одним из приоритетных направлений развития индивидуального жилищного строительства. Такая технология строительства абсолютно прозрачна и обеспечивает высокое качество строительства, что может способствовать повышению ликвидности ИЖС при банковском кредитовании. И, кстати, уже сейчас Минстрой прорабатывает совместно с Министерством финансов РФ распространение действующих ипотечных программ (льготная, Дальневосточная ипотека и др.) на строительство индивидуальных домов с применением деревянных конструкций.
То, что для развития рынка деревянного домостроения и стимулирования спроса на такие дома необходима в первую очередь льготная ипотека, отмечали многие участники совещания.
«Спрос на деревянные дома упирается в платёжеспособность населения, в том числе сельских территорий, – отметил председатель Комитета ТП РФ по предпринимательству в лесопромышленном комплексе Николай Макаров. – Эта тема развивается вокруг Москвы, Санкт-Петербурга и, может, ещё пяти федеральных центров, но повсеместного развития не имеет именно по причине отсутствия платёжеспособного спроса, который нужно стимулировать, создавать. Необходимо искать механизмы, вплоть до государственных, для предоставления населению таких возможностей. Если этот вопрос будет решен, то спрос на продукцию деревянного домостроения точно не заставить себя ждать». И именно развитие льготной ипотеки станет одним из ключей к преодолению существующих проблем.
Особое внимание этой теме уделила в своем выступлении Вера Хмырова. «Минпромторг отстаивает позицию, что нам необходимо идти в льготную ипотеку и широко привлекать банки в эту программу, – подчеркнула она. – Иначе мы просто не сможем стимулировать в достаточной степени спрос на деревянные дома». Основой для реализации этого механизма может стать поддержка субъектов РФ, у которых есть возможности снизить общую стоимость постройки дома за счёт снижения стоимости предоставления участка, стимулировать создание инженерной и транспортной инфраструктуры (её неразвитость по стране — это колоссальная проблема для развития ИЖС), а также выбрать застройщика территорий индивидуальными жилыми домами заводского изготовления. Эти меры поддержки можно оказать в рамках запуска пилотных проектов по расширению применения деревянных индустриальных жилых домов.
Озвучила представитель Минпромторга и другие предложения по стимулированию развития деревянного домостроения в России. Так, например, в ведомстве сейчас прорабатываются новые виды поддержки производителей индустриальных деревянных домов по факту предоставления скидки покупателям домокомплектов.
Кроме этого Минпромторг считает целесообразным внедрение механизмов по стимулированию доли деревянного домостроения в субъектах Российской Федерации. В частности, предлагается внести изменения в постановление Правительства РФ № 599 от 30 сентября 2014 года в рамках госпрограммы «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации». Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации стоит дополнить обязательством использования технологий деревянного домостроения при строительстве жилых домов и объектов социально-культурного назначения в объёме не менее 20%. Отработать работу этого механизма можно на первоначальном этапе в таких лесных регионах как Архангельская, Владимирская, Вологодская и Иркутская области.
Также для оценки использования деревянных конструкций в строительстве жилых домов и объектов социально-культурного значения предлагается внести перечень индикаторов при расчете качества городской среды, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2019 года №510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды». Индикаторами могут стать доля площади жилых помещений, введенных в эксплуатацию с применением технологий индустриального деревянного домостроения, а также количество социально-культурных объектов, введённых в эксплуатацию с применением технологий индустриального деревянного домостроения. Эта мера позволит повысить рейтинг городов и регионов, активно внедряющих такие технологии в ежегодном индексе качества городской среды.
Все эти предлагаемые меры уже направлены в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Кроме этого, совместно с Ассоциацией деревянного домостроения Минпромторг прорабатывает вопрос формирования общедоступного реестра рекомендуемых производителей домокомплектов и строительных материалов для использования в строительстве индивидуальных жилых домов индустриальным методом, что позволит снизить риски банков и исключить некачественные объекты кредитования, отсечь недобросовестных застройщиков.